Всего же Родительских суббот, падающих на Великий пост три: субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц.
Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается (кроме праздника Благовещения).
Следовательно,
и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.
Кроме того, заупокойные службы во 2-ю, 3-ю, 4-ю субботы Великого поста имеют другое, «требное» обоснование. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3-й, 9-й и 40-й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной Литургии), а предписывалось перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его».
Так как поминовение на Литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной Литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы.
Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы заупокойных служб.
Для поминовения усопших важен факт возможности быть лично на Литургии и молиться за них.
То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургий, а лично принять участие в молитве.
Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается (кроме праздника Благовещения).
Следовательно,
и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.
Кроме того, заупокойные службы во 2-ю, 3-ю, 4-ю субботы Великого поста имеют другое, «требное» обоснование. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3-й, 9-й и 40-й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной Литургии), а предписывалось перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его».
Так как поминовение на Литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной Литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы.
Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы заупокойных служб.
Для поминовения усопших важен факт возможности быть лично на Литургии и молиться за них.
То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургий, а лично принять участие в молитве.