Дословно на русском «Полиелей» означает «многомилостивое», «многая милость».
Это название относится к торжественному пению псалмов 134 и 135.
Во втором из них звучит часто повторяются слова «Яко в век милость Его». Поэтому за пением этих псалмов и закрепилось название «Полиелей».
Многие допускают распространенную ошибку, будто перевод слова «Полиелей» — это «многомаслие». Недоразумение возникло из-за схожести звучания по-гречески слов «милость» и «масло». Доводом в пользу такого неверного понимания является использование масло (елея) на полиелейной службе.
До наших дней сохранилась традиция помазания лба всех молящихся в храме освященным маслом.
«В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного Богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний» (иерей Василий Писцов).
По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрени перед великими и некоторыми другими праздниками. Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника.
В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной.
Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»).
Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю).
Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения).
От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).
На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники.
Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.
Это название относится к торжественному пению псалмов 134 и 135.
Во втором из них звучит часто повторяются слова «Яко в век милость Его». Поэтому за пением этих псалмов и закрепилось название «Полиелей».
Многие допускают распространенную ошибку, будто перевод слова «Полиелей» — это «многомаслие». Недоразумение возникло из-за схожести звучания по-гречески слов «милость» и «масло». Доводом в пользу такого неверного понимания является использование масло (елея) на полиелейной службе.
До наших дней сохранилась традиция помазания лба всех молящихся в храме освященным маслом.
«В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного Богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний» (иерей Василий Писцов).
По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрени перед великими и некоторыми другими праздниками. Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника.
В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной.
Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»).
Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю).
Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения).
От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).
На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники.
Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.




