ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК: С КАКИМ МИЛОСЕРДИЕМ НЕ ВОЙДЕШЬ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ?
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма.
Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить.
Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
В этот день мы слышим притчи: о дани кесарю и о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
ЗА ЧТО ХРИСТОС ОБЛИЧАЛ ФАРИСЕЕВ?
Господь приходит в главный храм Иерусалима и обличает там ханжей-фарисеев (Мф. 22:15–23:39). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» – и так целых восемь раз.
Ни с кем больше так сурово Христос не говорил. Суд Божий начинается со священства, поэтому Господь так резок с теми, кому доверено было быть пастырями, то есть вести человека по пути Божьему, но кто не только сам не шел, но и переиначивал смысл главных заповедей и учил народ поступать согласно своим повелениям.
ПОЧЕМУ РАЗУМНЫЕ ДЕВЫ НЕ ПОДЕЛИЛИСЬ МАСЛОМ?
Дева – это душа человека, а Жених – Господь. Цель жизни человека – встретить Жениха. Но, как говорит Феофилакт Болгарский, к этому надо готовиться, запасать масла – Святого Духа, живой, личной связи с Богом, тогда душа не заржавеет в грехах.
К такой душе приходит Жених, а остальные остаются безбрачными «юродами».
Эта притча нередко вызывает недоумение: почему разумные девы не поделились? Где их доброта?
Но не всем в жизни можно поделиться.
Нельзя поделиться, например, своими отношениями с Богом, личными, о которых и рассказать порой трудно. «Знанием», пониманием Бога – можно, а отношениями – нельзя.
Нельзя прожить, прострадать, прорадоваться – за человека. Рядом с ним – можно, вместе с ним можно, а вместо него – никак.
Даже умереть за другого можно, а вот прожить за другого его жизнь нельзя.
О ТАЛАНТАХ: ПОЧЕМУ ПОЛУЧИВШИЙ МЕНЬШЕ ВСЕХ - ОДИН ТАЛАНТ- ЕЩЕ И ОСТАЛСЯ ВИНОВАТЫМ?
Бог судит получившего меньше всех талантов его же словами, подтверждая «несправедливость» того, что «Он жнет, где не сеял». Некоторые видят в этом подчеркивание разницы между тем, что считает справедливым человек, а что – Бог.
Потому что сотворивший бытие, давший всему жизнь Бог не может быть тем, кто «не сеял», – Он есть Тот, кто «посеял» все, что есть на свете. И каждого человека, создав по Своему образу и подобию, Бог призвал, как Адама в раю, к сотворчеству.
Но этот третий раб отказался от сотворчества с Богом, от Божиего дара, закопав талант, еще и осудив Бога. Потому он и был назван «лукавым и ленивым».
Некоторые святые отцы говорят, что третий так поступил, потому что обиделся, что ему мало дали. Но хозяин (Господь) дает каждому столько, со скольким человек может справиться – по силам, по возможностям. Ведь у людей силы, способности не равны. Но каждый призван к их приумножению.
Талант тут – сумма всех благ – материальных, физических и духовных: – которые Бог дает человеку. Он не требует от нас больше, чем мы можем.
Господь призывает нас, во-первых, понять и принять свою меру, не зарясь на большее. А если мы потратим впустую время, или будем завидовать, или обижаться, говоря: «Конечно, у него такой талант, а я бездарный, что с меня взять», даже то, что мы имеем, будет забрано.
Так бывает в старости: жизнь прожита, а ничего нет: силы ушли, здоровье кончилось, с близкими перессорился, вспомнить нечего.
Поэтому и говорит Господь: «Имущему – дастся, а у неимущего – желания и готовности трудиться, призывая Бога в помощь, – отнимется».
Главный талант для всех людей, вне зависимости от их сил и способностей, – это талант возделывания своей души, рождение ее в жизнь вечную.
Нет человека, обделенного этим талантом, даже если ничего другого он не имеет. И именно в этом – главный спрос Бога с нас.
О СТРАШНОМ СУДЕ…
Известная притча об овцах и козлищах, на которых разделит нас Господь в зависимости от ответа на пару вопросов: помог ты в чем-либо хоть однажды хоть кому-либо?
Наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не сделал «доброго дела». Однако весь смысл судных вопросов Христа сводится к другому, но самому главному: пожалел ли ты от сердца в своей жизни, несмотря на все «обстоятельства», другого человека?
Ведь Богу важно не само «доброе дело», которое человек сделал, раз Бог так велит, а то – насколько дела изменили сердце, сделали ли его милосердным, любящим? Или гордым, самодовольным?
В чем главная проблема козлищ? Наверняка они, знавшие много о Боге, чтили день воскресный, ходили и в больницы, и в темницы, давали милостыню.
Но все это делали не потому, что при виде страданий другого болело их сердце, а потому что были «не как тот мытарь».
И при этом рассчитывали, что, раз приказ выполнен, у них есть пропуск в Царство Божие. Но с холодным сердцем в рай не пускают. И вот с таким «милосердием» в жизнь вечную не войдешь.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма.
Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить.
Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
В этот день мы слышим притчи: о дани кесарю и о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
ЗА ЧТО ХРИСТОС ОБЛИЧАЛ ФАРИСЕЕВ?
Господь приходит в главный храм Иерусалима и обличает там ханжей-фарисеев (Мф. 22:15–23:39). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» – и так целых восемь раз.
Ни с кем больше так сурово Христос не говорил. Суд Божий начинается со священства, поэтому Господь так резок с теми, кому доверено было быть пастырями, то есть вести человека по пути Божьему, но кто не только сам не шел, но и переиначивал смысл главных заповедей и учил народ поступать согласно своим повелениям.
ПОЧЕМУ РАЗУМНЫЕ ДЕВЫ НЕ ПОДЕЛИЛИСЬ МАСЛОМ?
Дева – это душа человека, а Жених – Господь. Цель жизни человека – встретить Жениха. Но, как говорит Феофилакт Болгарский, к этому надо готовиться, запасать масла – Святого Духа, живой, личной связи с Богом, тогда душа не заржавеет в грехах.
К такой душе приходит Жених, а остальные остаются безбрачными «юродами».
Эта притча нередко вызывает недоумение: почему разумные девы не поделились? Где их доброта?
Но не всем в жизни можно поделиться.
Нельзя поделиться, например, своими отношениями с Богом, личными, о которых и рассказать порой трудно. «Знанием», пониманием Бога – можно, а отношениями – нельзя.
Нельзя прожить, прострадать, прорадоваться – за человека. Рядом с ним – можно, вместе с ним можно, а вместо него – никак.
Даже умереть за другого можно, а вот прожить за другого его жизнь нельзя.
О ТАЛАНТАХ: ПОЧЕМУ ПОЛУЧИВШИЙ МЕНЬШЕ ВСЕХ - ОДИН ТАЛАНТ- ЕЩЕ И ОСТАЛСЯ ВИНОВАТЫМ?
Бог судит получившего меньше всех талантов его же словами, подтверждая «несправедливость» того, что «Он жнет, где не сеял». Некоторые видят в этом подчеркивание разницы между тем, что считает справедливым человек, а что – Бог.
Потому что сотворивший бытие, давший всему жизнь Бог не может быть тем, кто «не сеял», – Он есть Тот, кто «посеял» все, что есть на свете. И каждого человека, создав по Своему образу и подобию, Бог призвал, как Адама в раю, к сотворчеству.
Но этот третий раб отказался от сотворчества с Богом, от Божиего дара, закопав талант, еще и осудив Бога. Потому он и был назван «лукавым и ленивым».
Некоторые святые отцы говорят, что третий так поступил, потому что обиделся, что ему мало дали. Но хозяин (Господь) дает каждому столько, со скольким человек может справиться – по силам, по возможностям. Ведь у людей силы, способности не равны. Но каждый призван к их приумножению.
Талант тут – сумма всех благ – материальных, физических и духовных: – которые Бог дает человеку. Он не требует от нас больше, чем мы можем.
Господь призывает нас, во-первых, понять и принять свою меру, не зарясь на большее. А если мы потратим впустую время, или будем завидовать, или обижаться, говоря: «Конечно, у него такой талант, а я бездарный, что с меня взять», даже то, что мы имеем, будет забрано.
Так бывает в старости: жизнь прожита, а ничего нет: силы ушли, здоровье кончилось, с близкими перессорился, вспомнить нечего.
Поэтому и говорит Господь: «Имущему – дастся, а у неимущего – желания и готовности трудиться, призывая Бога в помощь, – отнимется».
Главный талант для всех людей, вне зависимости от их сил и способностей, – это талант возделывания своей души, рождение ее в жизнь вечную.
Нет человека, обделенного этим талантом, даже если ничего другого он не имеет. И именно в этом – главный спрос Бога с нас.
О СТРАШНОМ СУДЕ…
Известная притча об овцах и козлищах, на которых разделит нас Господь в зависимости от ответа на пару вопросов: помог ты в чем-либо хоть однажды хоть кому-либо?
Наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не сделал «доброго дела». Однако весь смысл судных вопросов Христа сводится к другому, но самому главному: пожалел ли ты от сердца в своей жизни, несмотря на все «обстоятельства», другого человека?
Ведь Богу важно не само «доброе дело», которое человек сделал, раз Бог так велит, а то – насколько дела изменили сердце, сделали ли его милосердным, любящим? Или гордым, самодовольным?
В чем главная проблема козлищ? Наверняка они, знавшие много о Боге, чтили день воскресный, ходили и в больницы, и в темницы, давали милостыню.
Но все это делали не потому, что при виде страданий другого болело их сердце, а потому что были «не как тот мытарь».
И при этом рассчитывали, что, раз приказ выполнен, у них есть пропуск в Царство Божие. Но с холодным сердцем в рай не пускают. И вот с таким «милосердием» в жизнь вечную не войдешь.