Продолжается Великий пост ‒ особое время в жизни Церкви, когда, в том числе, сильно меняется и Богослужебная жизнь.
В будни Великого поста не совершается полная Литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в Богослужебном круге. Вместо нее по будням совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Об особенностях этого Богослужения, о том, в чем отличие Литургии Преждеосвященных Даров от полной Литургии, когда её служат, всем ли можно на ней причаститься ? На эти и некоторые другие вопросы мы постарались найти ответы.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ОТ «ОБЫЧНОЙ» ЛИТУРГИИ – ИОАННА ЗЛАТОУСТА ИЛИ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО?
Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде ‒ на предыдущей полной Литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.
В последовании Преждеосвященной Литургии:
Нет первой части полной Литургии — проскомидии;
Литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных;
По отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть Литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной Литургии);
На Литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.
КОГДА СЛУЖИТСЯ ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ?
Литургия Преждеосвященных Даров служится вместе с Великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.
Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы.
В КАКИЕ ДНИ СЛУЖИТСЯ ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ?
По средам и пятницам Великого поста, в праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, в четверг пятой седмицы Великого поста, в день памяти 40 мучеников Севастийских, а также в первые три дня Страстной седмицы.
Исключения:
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится Литургия св. Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели.
Если обретение главы Иоанна Предтечи и день памяти 40 мучеников Севастийских приходятся на выходные дни — служится Литургия или Иоанна Златоуста (в субботу) или Василия Великого (в воскресенье).
ВСЕХ ЛИ ПРИЧАЩАЮТ ЗА ЛИТУРГИЕЙ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ?
По сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто, как и положено к Причастию, готовился должным образом и кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за Литургией Преждеосвященных Даров не причащают.
КТО АВТОР ЧИНА ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ?
Самым распространенным ответом на этот вопрос будет — святитель Григорий Двоеслов. И он же будет не совсем верным.
На самом деле этому не находится подтверждений: ни в греческих, ни славянских рукописях, этот чин обычно не подписан там ничьим именем или упоминаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского или Германа Константинопольского. Кроме того, в сохранившихся текстах самого святителя Григория тоже ничего такого нет. Однако его труды содержат указание на чинопоследование Римской Церкви — освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба.
Так что авторство чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров имеет условный характер.
КОГДА И ЗАЧЕМ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК?
Звоном колокольчика отмечаются важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном ‒ поднимаются.
Первый раз: во время перенесения Святых Даров на жертвенник.
Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.
Второй раз: во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило.
По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.
Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.
По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.
Литургия Преждеосвященных Даров является неотъемлемой частью Богослужений Великого поста. Не побывав на ней, нельзя до конца прочувствовать покаянное и особенное время Святой Четыредесятницы.
В будни Великого поста не совершается полная Литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в Богослужебном круге. Вместо нее по будням совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Об особенностях этого Богослужения, о том, в чем отличие Литургии Преждеосвященных Даров от полной Литургии, когда её служат, всем ли можно на ней причаститься ? На эти и некоторые другие вопросы мы постарались найти ответы.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ОТ «ОБЫЧНОЙ» ЛИТУРГИИ – ИОАННА ЗЛАТОУСТА ИЛИ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО?
Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде ‒ на предыдущей полной Литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.
В последовании Преждеосвященной Литургии:
Нет первой части полной Литургии — проскомидии;
Литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных;
По отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть Литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной Литургии);
На Литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.
КОГДА СЛУЖИТСЯ ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ?
Литургия Преждеосвященных Даров служится вместе с Великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.
Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы.
В КАКИЕ ДНИ СЛУЖИТСЯ ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ?
По средам и пятницам Великого поста, в праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, в четверг пятой седмицы Великого поста, в день памяти 40 мучеников Севастийских, а также в первые три дня Страстной седмицы.
Исключения:
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится Литургия св. Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели.
Если обретение главы Иоанна Предтечи и день памяти 40 мучеников Севастийских приходятся на выходные дни — служится Литургия или Иоанна Златоуста (в субботу) или Василия Великого (в воскресенье).
ВСЕХ ЛИ ПРИЧАЩАЮТ ЗА ЛИТУРГИЕЙ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ?
По сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто, как и положено к Причастию, готовился должным образом и кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за Литургией Преждеосвященных Даров не причащают.
КТО АВТОР ЧИНА ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ?
Самым распространенным ответом на этот вопрос будет — святитель Григорий Двоеслов. И он же будет не совсем верным.
На самом деле этому не находится подтверждений: ни в греческих, ни славянских рукописях, этот чин обычно не подписан там ничьим именем или упоминаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского или Германа Константинопольского. Кроме того, в сохранившихся текстах самого святителя Григория тоже ничего такого нет. Однако его труды содержат указание на чинопоследование Римской Церкви — освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба.
Так что авторство чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров имеет условный характер.
КОГДА И ЗАЧЕМ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК?
Звоном колокольчика отмечаются важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном ‒ поднимаются.
Первый раз: во время перенесения Святых Даров на жертвенник.
Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.
Второй раз: во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило.
По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.
Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.
По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.
Литургия Преждеосвященных Даров является неотъемлемой частью Богослужений Великого поста. Не побывав на ней, нельзя до конца прочувствовать покаянное и особенное время Святой Четыредесятницы.







