Эти русские первосвятители управляли Церковью в разное время, но все они имели один и тот же дух Христовой любви, готовые положить души свои за ближних.
После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы – первопрестольного града, сердца православной России. Святитель Петр завещал похоронить его в Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской Земли.
Митрополит Феогност был известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», то есть митрополита Петра, и, подобно ему, был помощником и твердой опорой князей Московских.
Святитель Алексий, духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского, всю свою жизнь он отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. Мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами. Победа на Куликовом поле стала возможна лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию пред Господом.
Святитель Киприан особенно много заботился он об упорядочении Богослужения и исправлении Богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу Богослужебной литературы.
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, 22 года подвизался в многотрудном служении предстоятеля Рус¬ской Церк¬ви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры.
Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, претерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Он стал первым Предстоятелем Автокефа́льной Русской Церкви.
Святитель Геронтий , будучи непреклонным в делах церковных, всегда был добрым советчиком и союзником великого князя Московского в делах государственных. Так, в 1478 году Новгород Великий был окончательно подчинен Москве. С этого времени на Новгородскую кафедру возводились архипастыри, избранные в Москве.
Святитель Иоасаф в своем исповедании веры писал: «Во всем следую святейшим патриархам, соблюдающим истинную непорочную веру христианскую, установленную святыми апостолами и переданную богоносными отцами… К тому же обещаюсь не делать ничего из одного угождения великому князю или многим князьям, хотя бы грозили мне смертию, принуждая сделать что-либо вопреки Божественным и священным правилам». Блаженный Иоасаф выполнил обещание свое с полной твердостью.
Святитель Макарий созвал в Москве Соборы, которые явили «новых чудотворцев» — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.
Святой митрополит Филипп, в прошлом московский боярин, сменил придворные одежды на рубище странника. Много лет подвизался в Соловецкой обители, был в ней игуменом. Святитель Филипп взывал к милосердию, мужественно обличал царя в пролитии невинной крови. Ярость царя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти.
Первый патриарх Русской Церкви, Иов, ежедневно совершал Божественную Литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтырь и Апостол, многие молитвы. В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранял истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он обращался с патриотическими воззваниями к русскими полкам и воеводам, обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь.
Святитель Ермоген участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, составил Сказание о ее обретении и Службу. В Смутное время. духоносный старец-Патриарх стал поистине Ангелом-Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской Земли от «нахождения иноплеменных». Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха.
Святитель Московский Филарет стоял во главе перевода Библии на русский язык, известный как Синодальный перевод. Так же он составил «Христианский Катехизис». Везде и во всем святитель отстаивал интересы Церкви, вступая при необходимости в конфликт с представителями светской власти.
Святитель Иннокентий привлек к себе любовь духовенства и паствы добротой, доступностью, простотой общения. Явил в себе образ любвеобильного отца-пастыря.
Святитель Макарий (Невский) известен как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божием. В 1914 году создал особую Комиссию при Синоде, которая определила учение имяславцев православным, не содержащим ереси.
Патриарха Тихона называли молитвенником народным, старцем всея Руси. Это была действительно святость, величественная в своей простоте. В годы гонений и расколов он сохранил Церковь в чистоте Православия. Причину бедствий он видел во грехе: «Грех растлил нашу землю,— говорил он, и призывал: очистим сердца покаянием и молитвой».
Митрополит Петр шел по пути святителя Тихона, пути твердого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу, что вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. В 1937 году священномученик Петр был расстрелян.
Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков – пастырей и государственных мужей – святителей Московских, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
Первосвятители Московские и вся Руси, молите Бога о нас!
После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы – первопрестольного града, сердца православной России. Святитель Петр завещал похоронить его в Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской Земли.
Митрополит Феогност был известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», то есть митрополита Петра, и, подобно ему, был помощником и твердой опорой князей Московских.
Святитель Алексий, духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского, всю свою жизнь он отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. Мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами. Победа на Куликовом поле стала возможна лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию пред Господом.
Святитель Киприан особенно много заботился он об упорядочении Богослужения и исправлении Богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу Богослужебной литературы.
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, 22 года подвизался в многотрудном служении предстоятеля Рус¬ской Церк¬ви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры.
Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, претерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Он стал первым Предстоятелем Автокефа́льной Русской Церкви.
Святитель Геронтий , будучи непреклонным в делах церковных, всегда был добрым советчиком и союзником великого князя Московского в делах государственных. Так, в 1478 году Новгород Великий был окончательно подчинен Москве. С этого времени на Новгородскую кафедру возводились архипастыри, избранные в Москве.
Святитель Иоасаф в своем исповедании веры писал: «Во всем следую святейшим патриархам, соблюдающим истинную непорочную веру христианскую, установленную святыми апостолами и переданную богоносными отцами… К тому же обещаюсь не делать ничего из одного угождения великому князю или многим князьям, хотя бы грозили мне смертию, принуждая сделать что-либо вопреки Божественным и священным правилам». Блаженный Иоасаф выполнил обещание свое с полной твердостью.
Святитель Макарий созвал в Москве Соборы, которые явили «новых чудотворцев» — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.
Святой митрополит Филипп, в прошлом московский боярин, сменил придворные одежды на рубище странника. Много лет подвизался в Соловецкой обители, был в ней игуменом. Святитель Филипп взывал к милосердию, мужественно обличал царя в пролитии невинной крови. Ярость царя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти.
Первый патриарх Русской Церкви, Иов, ежедневно совершал Божественную Литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтырь и Апостол, многие молитвы. В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранял истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он обращался с патриотическими воззваниями к русскими полкам и воеводам, обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь.
Святитель Ермоген участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, составил Сказание о ее обретении и Службу. В Смутное время. духоносный старец-Патриарх стал поистине Ангелом-Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской Земли от «нахождения иноплеменных». Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха.
Святитель Московский Филарет стоял во главе перевода Библии на русский язык, известный как Синодальный перевод. Так же он составил «Христианский Катехизис». Везде и во всем святитель отстаивал интересы Церкви, вступая при необходимости в конфликт с представителями светской власти.
Святитель Иннокентий привлек к себе любовь духовенства и паствы добротой, доступностью, простотой общения. Явил в себе образ любвеобильного отца-пастыря.
Святитель Макарий (Невский) известен как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божием. В 1914 году создал особую Комиссию при Синоде, которая определила учение имяславцев православным, не содержащим ереси.
Патриарха Тихона называли молитвенником народным, старцем всея Руси. Это была действительно святость, величественная в своей простоте. В годы гонений и расколов он сохранил Церковь в чистоте Православия. Причину бедствий он видел во грехе: «Грех растлил нашу землю,— говорил он, и призывал: очистим сердца покаянием и молитвой».
Митрополит Петр шел по пути святителя Тихона, пути твердого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу, что вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. В 1937 году священномученик Петр был расстрелян.
Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков – пастырей и государственных мужей – святителей Московских, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
Первосвятители Московские и вся Руси, молите Бога о нас!