Философы древности считали умными тех, кто стремится к мудрости, отличая ее от многознания.
В современном мире умным называют человека финансово успешного, такого, который может извлечь выгоду из любой ситуации.
А кого следует считать умным с христианской точки зрения?
Насколько тут важны культурные и научные знания, начитанность, богатая эрудиция?
МНЕНИЯ ПАСТЫРЕЙ:
Еще со студенческих лет мне запомнилась мысль, высказанная античным философом Гераклитом: «Многознание уму не научает».
Осведомленность, насыщенность различными знаниями хотя и, несомненно, нужна, но еще не делает человека умным.
Кто-то может сыпать информацией из самых разных сфер, рассуждает о науке, политике, проблемах общества и т.д., но в собственной жизни поступает крайне неразумно.
Разве назовешь умным человека, который с легкостью разрушил свою семью? Ему не помогло его образование.
Разумен ли тот, кто соглашается на сомнительную сделку, идет на компромисс с совестью, поступает подло в отношении других людей? Такое поведение – крайне неразумно, и подобного человека, даже если он эрудит, вряд ли назовешь умным.
Вот царь Соломон просил у Бога: Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы… различать, что добро и что зло (3 Цар. 3: 9).
Это умение различать добро от зла и есть самое главное знание в жизни.
Оно помогло бы избежать очень многих ошибок. Но такое умение не приходит само по себе, оно – Божий дар и подается лишь тем, кто терпеливо проходит путь духовной жизни, кто становится близок Богу...
Поэтому быть человеком умным возможно лишь в общности с Тем, от Кого нам и дан ум, в Ком сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2: 3).
Священник Валерий Духанин
В современном мире умным называют человека финансово успешного, такого, который может извлечь выгоду из любой ситуации.
А кого следует считать умным с христианской точки зрения?
Насколько тут важны культурные и научные знания, начитанность, богатая эрудиция?
МНЕНИЯ ПАСТЫРЕЙ:
Еще со студенческих лет мне запомнилась мысль, высказанная античным философом Гераклитом: «Многознание уму не научает».
Осведомленность, насыщенность различными знаниями хотя и, несомненно, нужна, но еще не делает человека умным.
Кто-то может сыпать информацией из самых разных сфер, рассуждает о науке, политике, проблемах общества и т.д., но в собственной жизни поступает крайне неразумно.
Разве назовешь умным человека, который с легкостью разрушил свою семью? Ему не помогло его образование.
Разумен ли тот, кто соглашается на сомнительную сделку, идет на компромисс с совестью, поступает подло в отношении других людей? Такое поведение – крайне неразумно, и подобного человека, даже если он эрудит, вряд ли назовешь умным.
Вот царь Соломон просил у Бога: Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы… различать, что добро и что зло (3 Цар. 3: 9).
Это умение различать добро от зла и есть самое главное знание в жизни.
Оно помогло бы избежать очень многих ошибок. Но такое умение не приходит само по себе, оно – Божий дар и подается лишь тем, кто терпеливо проходит путь духовной жизни, кто становится близок Богу...
Поэтому быть человеком умным возможно лишь в общности с Тем, от Кого нам и дан ум, в Ком сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2: 3).
Священник Валерий Духанин