Великий пост — это особое время, в которое Церковь призывает каждого из нас заглянуть в глубину своей души, остановиться в нескончаемом потоке жизненной суеты, отдышаться и подумать, верен ли наш путь.
В этом нам помогают Богослужения, совершаемые в дни Великого поста, — совершенно особые, неповторимые, пропитанные чувством покаяния.
Эти Богослужения без внешней праздничности просты и очень торжественны.
Церковь предлагает каждому христианину довериться ей и через Богослужения стать сопричастником ее благодатных даров.
📚 Великий пост условно можно разделить на 2 части — Великую Четыредесятницу и Страстную седмицу.
🔷 Великая Четыредесятница длится 40 дней и заканчивается Лазаревой субботой — за неделю до Пасхи.
Она символически напоминает нам о 40-дневном посте Господа Иисуса Христа в пустыне и приготовляет нас к Страстной седмице.
🔷 Страстная седмица начинается праздником — Входом Господним в Иерусалим (Вербное воскресенье) — и длится до Великой субботы (суббота перед Пасхой).
Каждый день этой седмицы называется великим и посвящен особому воспоминанию.
В это время воспоминаются последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа: предательство Иуды, арест, суд Пилата, осуждение на смерть, распятие и погребение.
Верующий через Богослужение как бы погружается в эти трагические дни, становясь мысленным свидетелем этих событий.
🔷 Особенности Богослужений Великой Четыредесятницы.
🔹 В убранстве храма преобладают 4 тона. Свет во время Богослужений включается редко.
🔹 Богослужебные тексты носят, в основном, покаянный характер.
🔹 На всех Богослужениях, за исключением субботних и воскресных, присутствует молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.
🔹 Значительно увеличивается чтение псалмов. Если в обычные дни Псалтирь должна прочитываться полностью один раз в неделю, то в дни Четыредесятницы — дважды в неделю.
🔹 Значительно увеличивается чтение Евангелия. В течение Великого поста все четыре Евангелия прочитываются полностью. Чтение Евангелия начинается обычно со второй недели Великого поста.
🔷 В дни Великого поста совершаются и некоторые особые Богослужения, характерные для этого периода. Перечислим их.
🔹 В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается великий покаянный канон Андрея Критского, разделенный на 4 части.
Этот канон будет читаться еще, но уже целиком, в среду вечером 5-й недели Великого поста на Богослужении, которое называется стоянием Марии Египетской, так как на этом Богослужении вспоминаются жизнь и подвиги великой святой подвижницы Марии Египетской.
🔹 В воскресные дни вместо Литургии Иоанна Златоуста совершается Литургия Василия Великого.
🔹 Вечером в воскресные дни Великого поста совершается Богослужение, которое называется Пассией (от латинского «passion» — «страдание»).
На этом Богослужении поется акафист Страстям Христовым и читается отрывок из Евангелия, в котором описываются последние дни Господа Иисуса Христа, Его распятие и смерть на Кресте.
В течение Великого поста Пассия служится четыре раза — по количеству Евангелий.
Это Богослужение хоть и невелико по времени, но очень торжественно и внутренне эмоционально.
🔹 В среду и в пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Основной особенностью ее является то, что Таинство Евхаристии на ней не совершается, а причащение верующих происходит Святыми Дарами, приготовленными на воскресной Литургии.
В связи с этим младенцев, не способных принимать твердую частицу тела Христова, пропитанную Кровью, в эти дни не причащают, а причащают лишь в субботние и воскресные дни.
🔹 Характерной особенностью Богослужений Великого поста является то, что Богослужение суточного (дневного) круга, которое называется вечерня, в будничные дни совершается утром.
🔹 Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста Церковь совершает поминовение усопших. Накануне вечером и в субботу утром совершаются заупокойные Богослужения, в которых Церковь ходатайствует пред Богом о прощении грехов всех усопших православных христиан.
🔹 Характерным Богослужением Великого поста является великое повечерие, которое совершается в будничные дни вечером. В этом Богослужении мы благодарим Бога за прошедший день, раскаиваемся в совершенных нами грехах и просим благословения на сон грядущий. Великое повечерие совершается не только в период Великого поста, но также накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня.
🔹 Четвертая неделя Великого поста называется Крестопоклонной в связи с тем, что на Богослужениях этой недели прославляется Крест Христов как орудие победы над смертью и залог нашего спасения.
🔹 В субботу пятой недели Великого поста Церковь прославляет Ходатаицу и Заступницу рода христианского — Божию Матерь. Этот день называется субботой Акафиста. Так как накануне, в пятницу вечером, на богослужении читается акафист Божией Матери, разделенный на четыре части.
Акафист — это богослужебный гимн, прославляющий Спасителя, Божию Матерь, воспевающий жизнь и подвиги святого. Акафисты имеют торжественный, праздничный характер, поэтому в дни Великого поста они не читаются, за исключением акафиста Страстям Господним.
Суббота Акафиста, таким образом, является радостным исключением.
В этом нам помогают Богослужения, совершаемые в дни Великого поста, — совершенно особые, неповторимые, пропитанные чувством покаяния.
Эти Богослужения без внешней праздничности просты и очень торжественны.
Церковь предлагает каждому христианину довериться ей и через Богослужения стать сопричастником ее благодатных даров.
📚 Великий пост условно можно разделить на 2 части — Великую Четыредесятницу и Страстную седмицу.
🔷 Великая Четыредесятница длится 40 дней и заканчивается Лазаревой субботой — за неделю до Пасхи.
Она символически напоминает нам о 40-дневном посте Господа Иисуса Христа в пустыне и приготовляет нас к Страстной седмице.
🔷 Страстная седмица начинается праздником — Входом Господним в Иерусалим (Вербное воскресенье) — и длится до Великой субботы (суббота перед Пасхой).
Каждый день этой седмицы называется великим и посвящен особому воспоминанию.
В это время воспоминаются последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа: предательство Иуды, арест, суд Пилата, осуждение на смерть, распятие и погребение.
Верующий через Богослужение как бы погружается в эти трагические дни, становясь мысленным свидетелем этих событий.
🔷 Особенности Богослужений Великой Четыредесятницы.
🔹 В убранстве храма преобладают 4 тона. Свет во время Богослужений включается редко.
🔹 Богослужебные тексты носят, в основном, покаянный характер.
🔹 На всех Богослужениях, за исключением субботних и воскресных, присутствует молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.
🔹 Значительно увеличивается чтение псалмов. Если в обычные дни Псалтирь должна прочитываться полностью один раз в неделю, то в дни Четыредесятницы — дважды в неделю.
🔹 Значительно увеличивается чтение Евангелия. В течение Великого поста все четыре Евангелия прочитываются полностью. Чтение Евангелия начинается обычно со второй недели Великого поста.
🔷 В дни Великого поста совершаются и некоторые особые Богослужения, характерные для этого периода. Перечислим их.
🔹 В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается великий покаянный канон Андрея Критского, разделенный на 4 части.
Этот канон будет читаться еще, но уже целиком, в среду вечером 5-й недели Великого поста на Богослужении, которое называется стоянием Марии Египетской, так как на этом Богослужении вспоминаются жизнь и подвиги великой святой подвижницы Марии Египетской.
🔹 В воскресные дни вместо Литургии Иоанна Златоуста совершается Литургия Василия Великого.
🔹 Вечером в воскресные дни Великого поста совершается Богослужение, которое называется Пассией (от латинского «passion» — «страдание»).
На этом Богослужении поется акафист Страстям Христовым и читается отрывок из Евангелия, в котором описываются последние дни Господа Иисуса Христа, Его распятие и смерть на Кресте.
В течение Великого поста Пассия служится четыре раза — по количеству Евангелий.
Это Богослужение хоть и невелико по времени, но очень торжественно и внутренне эмоционально.
🔹 В среду и в пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Основной особенностью ее является то, что Таинство Евхаристии на ней не совершается, а причащение верующих происходит Святыми Дарами, приготовленными на воскресной Литургии.
В связи с этим младенцев, не способных принимать твердую частицу тела Христова, пропитанную Кровью, в эти дни не причащают, а причащают лишь в субботние и воскресные дни.
🔹 Характерной особенностью Богослужений Великого поста является то, что Богослужение суточного (дневного) круга, которое называется вечерня, в будничные дни совершается утром.
🔹 Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста Церковь совершает поминовение усопших. Накануне вечером и в субботу утром совершаются заупокойные Богослужения, в которых Церковь ходатайствует пред Богом о прощении грехов всех усопших православных христиан.
🔹 Характерным Богослужением Великого поста является великое повечерие, которое совершается в будничные дни вечером. В этом Богослужении мы благодарим Бога за прошедший день, раскаиваемся в совершенных нами грехах и просим благословения на сон грядущий. Великое повечерие совершается не только в период Великого поста, но также накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня.
🔹 Четвертая неделя Великого поста называется Крестопоклонной в связи с тем, что на Богослужениях этой недели прославляется Крест Христов как орудие победы над смертью и залог нашего спасения.
🔹 В субботу пятой недели Великого поста Церковь прославляет Ходатаицу и Заступницу рода христианского — Божию Матерь. Этот день называется субботой Акафиста. Так как накануне, в пятницу вечером, на богослужении читается акафист Божией Матери, разделенный на четыре части.
Акафист — это богослужебный гимн, прославляющий Спасителя, Божию Матерь, воспевающий жизнь и подвиги святого. Акафисты имеют торжественный, праздничный характер, поэтому в дни Великого поста они не читаются, за исключением акафиста Страстям Господним.
Суббота Акафиста, таким образом, является радостным исключением.
