Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
11.10.2017
 

Как стать женственной, найти мужа, обрести женскую силу, повысить энергетику и духовность - ответы на эти вопросы предлагают найти с помощью «ведического знания», которое в последнее время начинает влиять на людей, относящих себя к православию. Каждый день поток фанатов «ведических» лекторов нарастает, и всё больше и больше людей считают, что «живут по Ведам»: «строят отношения по Ведам», «одеваются по Ведам», «ведут себя с мужем по Ведам», «питаются по Ведам».

Почему к «ведическому знанию» следует относиться с большой осторожностью?

Во-первых, потому что российские проповедники «ведической культуры» пользуются далеко не ведами в своих лекциях (и здесь не стоит обманываться индийскими терминами, которые они в изобилии используют).

Ведь что такое Индийские Веды? Это богослужебные тексты, предназначенные для чтения жрецами во время обрядов. Вед – четыре: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. Веды содержат гимны богам, мантры, жертвенные формулы и заклинания, и там нет ничего про женственность и про то, как найти мужа.  

В высказываниях «ведических» лекторов самой распространенной фразой является «Веды говорят…», но ни один из лекторов не приводит ссылок на то место вед, где это могло быть написано: какая из четырех вед, мандала, гимн, стих? А невдумчивые и доверчивые женщины и не думают эту информацию проверять.

Большинство информации, преподносимой на лекциях о «ведической женственности», берется из популярной психологии, разных традиционных религиозных культур.

Приведем пример:

Торсунов О.Г. (посвященный в ИСККОН как Аударья Дхама дас): «Веды утверждают, что из-за присутствия эгоизма у человека есть четыре природных недостатка: – наши чувства несовершенны; – мы склонны впадать в иллюзию; – мы склонны обманывать; – мы склонны ошибаться». https://vk.com/o_torsunov 20.09 – 01.15

Если убрать фразу «Веды говорят», то останутся обычные факты человеческой психики. Ссылки на конкретное место вед О.Г. Торсунов не приводит.

Торсунов О.Г.: «В Ведах, существует такая классификация, что после грубой речи идет уже неминуемое страдание». https://vk.com/og_torsunov 21.09 - 13.53

Даже без упоминания вед ясно, что человек с грубой речью скорее попадет в неприятности, чем избежит их.

«Ведические» лекторы сходятся в том, что:

"Веды говорят, что жена должна быть верной, преданной, скромной, ходить в закрытой одежде, уметь смолчать, уметь поддержать. Муж должен оберегать свою жену, быть добытчиком в семье, быть сильным. Каждому в семье - своя роль».

То же самое утверждают традиционные религиозные культуры. Это не является чем-то специфичным для индийской культуры.

Разберем только несколько из множества мифов, распространяемых «ведическими» лекторами:

Миф 1. Веды учат, как наладить семейную жизнь.

На самом деле, те методы, которые предлагают «ведические» лекторы, зачастую приводят к разладу в семье. Потому что они построены не на доверии, равноправии и способности честно разговаривать друг с другом, а на манипулятивном отношении женщины к мужчине, что унижает обоих. Чтобы добиться от мужчины желаемого, женщину призывают притворяться инфантильной, глупой (чтобы мужа оттенять), смиренной (но не по существу, а во внешнем поведении). В целом, женщине предлагают притворяться, что муж – главный, но при этом тайно управлять им. В случае неудачи женщине объясняют, что она сама виновата, так как в недостаточной мере следовала «ведическим» указаниям.

Миф 2. Веды предписывают вегетарианство.

Утверждения, что «жители Индии – вегетарианцы» - одна из наиболее распространенных и устойчивых в европейском обществе легенд. Вегетарианство индуистов – обычай довольно поздний. Это подтверждается и в самих ведах и других индийских священных писаниях:

В частности, Ригведа (самая древняя из четырех вед):

"Пусть разделыватели туши устранят это [запах сырого мяса]

А также сварят жертву до готовности! (...)

(Те,) кто осматривает коня, когда он готов,

Кто говорит: Он пахнет хорошо. Снимай (его)[с огня].

И кто ожидает угощения мясом скакового коня, –

Их воспевание пусть также нам благоприятствует!" (Ригведа, I,162,10-12).

Упанишады (более позднее священное писание Индии):

"И если он желает: «Да родится у меня ученый, прославленный, посещающий собрания, говорящий приятные речи сын; да будет он изучать все веды и достигнет полного срока жизни», – то, сварив рис с мясом, пусть, они [с женой] едят его вместе с очищенным маслом. Поистине, тогда они смогут родить [такого сына] – с помощью мяса бычка или быка» (Брихадараньяка-упанишада VI.4.18)

Махабхарата, древний индийский эпос, одной из книг которого является Бхагавадгита (приведем выдержки из Лесной книги - Араньякапарва):

«Назначение (животных), которых убивают, и мясо, которых я затем продаю, заключается в том, о дваждырожденный, чтобы (человек получал) удовольствие от еды и ублажал (этим мясом) богов, гостей и усопших предков. Травы и ползучие растения, мелкий скот, звери и птицы идут в пищу в этом мире — так говорится в Ведах… девы каждый день убивали по две тысячи голов скота. Раздавая постоянно мясную пищу, царь Рантидева снискал несравненную славу, о достойнейший из дваждырожденных! Для таких жертвоприношений, которые совершаются раз в четыре месяца, всегда режут скот. «Жертвенные огни любят мясо», — провозглашают Веды» (199, 1-10).

«Вкушая пищу отшельников — сочные плоды, мясо оленей, убитых чистыми стрелами, и разные сорта свежего меда, пригодного для жертвоприношения, жили Пандавы, быки среди бхаратов, на склоне Химавана», (157, 6-17), (назвать человека быком – знак уважения в индийских писаниях).

«Относительно мясной пищи мудрецы говорят: кто принимается за еду лишь после того, как должным образом, согласно (жертвенному) обряду, сделал подношение богам и усопшим предкам, того не осквернит (никакая) пища. Такого (человека) не (порицают) за то, что он ест мясо, говорят Веды: ведь все равно остается брахманом тот, кто дал обет воздержания, а сам имеет сношения со своей супругой в положенное время» (199, 11-18).

Упоминаний о мясоедении в индийских писаниях столько, что можно написать об этом трактат.

Миф 3. Иисус Христос был в Тибете и Индии, не употреблял мясо и вино.

Так как «ведические» лекторы – в основном кришнаиты направления ИCККОН (Общества сознания Кришны), они стараются дискредитировать традиционную для нашей страны религиозную культуру - православное христианство, чтобы затем привлечь адептов в свою организацию.

Тугутов Л.М. (Лакшми Нараяна дас): «В Библии «виноградный сок» было переведено как «виноградное вино» - специально, с умыслом, потому что вельможи были очень греховны и заставляли священников делать поправки, что можно пить вино и есть мясо… Вы представляете, Христа сделать, что он пил мясо и ел вино – это ужас… Он жил в Джаганатха, Пури (самый крупный индуистский храм), там об этом все знают… Ни один православный не знает, где был Христос с 13 до 30 лет».

Разберем по порядку.

Вино. Виноградный сок в условиях жаркой Палестины можно сохранить, только позволив ему забродить, а иначе он портится в считанные дни. И хоть вино было в то время не таким крепким, как сейчас, все же это было вино. Христос пил вино на Вечере с учениками весной, когда до свежего урожая винограда было еще далеко, так что Христос в это время просто не мог пить сок, а пил вино.

Мясо. Христос ел пасху. Пасха – это жертвенный агнец, которого готовили и съедали в воспоминание исхода из Египта. Как готовили пасху? Так, как было указано в Ветхом Завете (Исх, 12:5-8, 14): «Агнец у вас должен быть без порока, … возьмите его от овец, или от коз, пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; …  Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне… Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня».

Иисус Христос выполнял это постановление закона: В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним  и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху» (Мк, 14:12-16).

То есть Христос не только не возражает, что Ему предлагают вкушать пасху (агнца), как было заповедано народу в род и род, но и Сам отдает распоряжение готовить ее для Него.

«Священников заставляли делать поправки…» К тому времени, когда христианство приобрело какой-то вес в общественной жизни и «вельможи» начали им руководствоваться, существовали уже многие тысячи экземпляров Священного Писания, распространенные к тому же на большой территории. Невозможно одновременно на большой территории внести поправки во все экземпляры Священного Писания, да еще в разных государствах, у каждого из которых свое правительство (Территория Седиземноморья, Египет, Сирия и др.).

«Ни один православный не знает, где был Христос с 13 до 30 лет. Христос был в Индии…» Три важных фактора опровергают это заявление.

Во-первых, исторический контекст. До того, как в мире распространилось христианство, а вместе с ним и слова Евангелия о детях: «не презирайте ни одного из малых сих» (Мф, 18:10), детство даже самых великих людей не описывалось, потому что считалось маловажным периодом. Упоминались только самые выдающиеся и значимые эпизоды до периода зрелости, что и было сделано в Евангелиях (Рождество, бегство в Египет, посещение Храма). Того, чтобы описывать чье-то детство в подробностях, древний мир не знает.

Во-вторых, в Евангелиях есть несколько значимых эпизодов, которые указывают на то, что Христос никуда не уезжал. После посещения Храма, когда Иисусу Христу было 12 лет, «Он пошел с ними [Марией и Иосифом] и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (ЛК, 2:51-52). Также примечателен эпизод в Мф, 13:52-57: «И, придя в отечество Свое [с озера Геннисаретского], учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». Если бы Иисус Христос путешествовал в дальние страны, то у Его соотечественников и вопроса бы не возникло, «откуда у Него премудрость и силы?». Они бы так и решили: «А-а, так вот чему Он научился во время странствий!», - если бы такие странствия имели место. Слова «не плотников ли Он сын?» говорят о том, что соотечественники Христа знают: Иисуса воспитал Иосиф, плотник, а не какой-то мудрец, поэтому совершенно непонятно, «откуда у Него все это?».

И третий, важный показатель. Если человек меняет место жительства и вникает в другую культуру, то словарный запас такого человека неизбежно меняется: он автоматически начинает говорить языком своего окружения, языком той философии, которую он изучает и усваивает. Если бы Иисус Христос принес на родину некое восточное учение, то Его язык был бы богат восточными терминами. Ведь и сами «ведические» лекторы, посетив Индию и говоря о своей философии, не обходятся без индуистских терминов.

Почему же «ведические» лекции вызывают такое доверие?

В лекциях «ведических» лекторов прослеживаются приемы, которые приводят к снижению критического мышления у слушателя. Приведем только некоторые из них:

  1. Слушателям сообщается, что критиковать святого человека - это грех, страшный грех! Что у того, кто критикует святого человека, неизбежно портится карма, и такой человек впадает в невежество. При этом постепенно подводят к тому, что лектор как раз и есть «святой человек».
  2. Лектор сам задает множество вопросов, подразумевая, что они идут как бы от слушателя, и сам же на них отвечает, как будто слышал их уже много-много раз. Посыл при этом такой: «на все вопросы у меня есть ответ». При этом речь его приобретает некоторую ритмичность, что снижает бдительность слушающего. Ритмичность речи также поддерживается повторением одних и тех же фраз, грамматических конструкций, одних и тех же интонаций.
  3. Лектор разделяет слушателей на «плохих и хороших», «своих и чужих», когда использует высказывания типа: «Если человек смиренно слушает духовное знание, то он в благости, если человек не слушает духовное знание, то он в невежестве. Вот, человек встал и ушел – конечно, его ум закрыт, он в невежестве». Слушатель, по самолюбию, конечно, хочет быть «в благости» и не хочет быть в «невежестве», поэтому автоматически причисляет себя к «благостным», то есть смиренно слушающим и не спорящим. Внушаемый человек, каждый раз, когда слышит от лектора нечто, вызывающее недоумение, сам себя одергивает: «если я хочу быть в благости, то нужно слушать смиренно», что постепенно приводит к принятию всей информации от лектора за истину.
  4. Работая в обществе, сформировавшемся в христианской культуре, «ведические» лекторы активно пользуются фрагментами святоотеческих творений или по своему усмотрению переиначивют библейские тексты, при этом даже к цитатам из Библии иногда добавляя фразу «Веды говорят: … » Слушатель живо отзывается на родное, знакомое, и лектор начинает вызывать доверие.
  5. На «ведических» лекциях большая часть информации строится на ценностях традиционных культур: целомудрии, добрачном воздержании, женской скромности, разделении ролей, духовном росте. Но к этой информации примешивается нечто чисто «ведическое»: гороскопы, карма, боги, «духовные практики» реинкарнация, гуны (благость, страсть, невежество) и прочее. На фоне традиционных ценностей «ведические» концепты тоже начинают казаться истинными.

Хотелось бы предостеречь читателей: если вас приглашают послушать «ведические» лекции, которые помогут вам «быть успешным, сделать карьеру, создать крепкую семью, наладить отношения с близкими, получить духовный рост, приведут к Богу и т.д.» - то есть получить в жизни все, легко и сразу, и к тому же содержат информацию «обо всем на свете», то это не имеет отношения к ведам.

Самые популярные проповедники «ведической культуры» (которая на самом деле ведической не является)  - Олег Торсунов, Олег Гадецкий, Вадим Тунеев, Рами (Павел) Блект, Александр Хакимов, Руслан Нарушевич, Леонид Тугутов, Вячеслав Рузов, Сергей Серебряков, Марина Таргакова, Марианна Полонски, Ольга Валяева, и некоторые другие.

Последнее, что хотелось бы отметить. Для православного христианина неприемлемо в своей жизни руководствоваться теми концепциями, на которых настаивают «ведические» лекторы – не только потому, что они не совместимы с православным учением, но и в связи с их логической несостоятельностью: карма, реинкарнация, астрология, мантры, многократное повторение имени Бога, смешение всех религий, вера в духовную зависимость человека от того, что он ест (помидор погружает человека в гуну страсти, а манго – в гуну благости, а лук – полное невежество) и многое другое. Кроме того, даже если бы «ведические» лекторы действительно опирались на веды, для православного христианина следовать им и применять их в жизни неприемлемо, так как веды состоят из гимнов и заклинаний языческим богам, описывают жертвоприношения им. Эти действия строго запрещены в Библии и названы блудом, духовным блудом, который всегда приводил народ Божий к разорению, истреблению, погибели – последствиями такого духовного блуда люди наказывали сами себя.