Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
11.10.2017
 

 

«Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся.
Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос
от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем».
(Апостол на последовании крещения — Рим. зач. 91-е). 

 

Что такое Крещение?

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. «Аще (если) кто не родится водою и Духом, не может внити (войти) во Царствие Божие» (Ин.3:5).

Откуда крещение берёт своё начало?

Крещение началось следующим образом. На Иордане Пророк и Предтеча Спасов «Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во Грядущаго по нем веруют, сиречь (то есть) во Христа Иисуса» (Деян.19:4). Затем Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по Воскресении Своем Он дал Апостолам торжественное повеление:«Шедше убо научите вся языки (народы), крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19).

Что требуется от желающего принять Крещение?

Для того, кто желает принять Крещение, требуются покаяние и вера. Поэтому перед Крещением читается Символ веры.  «Покайтеся, и да крестится кийждо вас (каждый из вас) во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа» (Деян.2:38). «Иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк.16:16).

На каком основании крестят младенцев?

Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. В Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая поможет ему в жизни. Он становится членом Церкви и поэтому может быть участником святых Таинств. В том числе и Таинства Евхаристии – причащаться Святых Христовых Тайн.

Крестные родители (восприемники).

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного – помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек – не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. Остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Как подготовиться взрослому человеку желающему принять Таинство Крещения?

К Крещению необходимо подготовиться: прийти в храм на огласительную беседу, прочесть хотя бы одно из Евангелий, знать наизусть или близко к тексту «Символ Веры» и молитву «Отче наш». Подготовиться к исповеди: вспомнить о своих грехах, неправоте и дурных наклонностях.

"Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви". Митрополит Иларион (Алфеев).

После Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания.

Миропомазание – это таинство, при котором через помазание священным миром сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной (Православный катехизис. Святитель Филарет Московский (Дроздов)).

Таинство миропомазания совершается над человеком только один раз в жизни. Совершается священником через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы – «дар Святого Духа».

Цель совершения Таинства.

В этом Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» (1 Пет. 2; 9) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа. Благодатью, даруемой в Таинстве Миропомазания, в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному.

Именно поэтому дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. Это и есть, по слову преподобного Серафима Саровского, то «стяжание Святого Духа», которое и является истинной целью христианской жизни.

«Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами» – святой Кирилл Иерусалимский.

         Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в Таинстве Крещения.

Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение!

Крещение – это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха – греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем подвига всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие Таинства церковные (Покаяние, Причащение, Елеосвящение), молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его (Флп. 2: 13). Однако это не означает, что от самого человека ничего не зависит — от него зависит, примет ли он Божественную благодать, или нет, захочет ли исполнять волю Божию, и насколько усердно и решительно он будет ее исполнять.

"Крещение есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам. Крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность. Таким образом, таинство приема в Церковь содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию". 

Протопресвитер Николай Афанасьев.