Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
28.06.2016

 

Символ веры это кратко, но точно изложенное учение о том, во что должны веровать христиане. Учение о вере так изложили отцы первого и второго Вселенских Соборов. Символ веры состоит из 12 членов (частей).

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую значит не просто верю в то, что Бог существует, но верю в Его Откровение о Самом Себе и о деле спасения человеческого рода, изложенное как в Священном Писании, так и через избранных Им святых.

во единаго Бога значит то, что существует один Бог в истинном смысле этого слова, а не много богов, как думают язычники. Также это означает, что мы поклоняемся единому Богу в трех Лицах и трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности. Первое из Лиц — Личность Отца, второе — Личность Сына и третье — Личность Святого Духа. Но Отец, и Сын, и Святой Дух — одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии. Потому Сам Господь Иисус Христос повелел крестить все народы во имя (не во имена) Отца и Сына и Святого Духа (Мф, 28:19).

Отца. Отец стоит на первом месте, но не потому, что Он старший или больший среди Ипостасей, но потому, что Он является Виновником (Причиной) бытия Сына и Духа.

Вседержителя. Бог все существующее содержит в Своей силе и в Своей воле; все существует постольку, поскольку Бог поддерживает его в бытии.

90151518

Творца. Бог Троица есть Творец всего сущего. Из Писания (2 Мак, 7:28) мы знаем, что Бог сотворил все из ничего (а не из некоего первичного хаоса и не из Самого Себя).

небу и земли. Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1) обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом.

видимым же всем и невидимым. Видимый – это материальный мир. Под невидимыми понимается духовный, ангельский мир.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

И во единаго Господа Иисуса Христа. Господь Иисус Христос по природе един с Богом Отцом (Ин, 17: 22). Имя Иисус означает «Бог спасает». Христос означает «Помазанник» ибо в Ветхом Завете священники, цари и пророки помазывались на священство, царство и пророчество. Для нас Иисус Христос есть Священник, Царь и Пророк. Употребление вместе слов «Господь» и «Иисус Христос» означает, что в личности Иисуса Христа соединились две природы, Божественная и человеческая, без умаления какой-либо из них.

Сына Божия, Единороднаго.Только Иисус Христос является Сыном Божиим по естеству, то есть по Своей природе. Люди же - сыны Божии по благодати, они «усыновлены» Богом по Его милости к нам.

Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Рождение Сына от Отца не подобно рождению человеческому. Он рожден прежде всякой твари (Кол, 1:15), то есть вне времени и пространства, в вечности. Не было такого времени, когда Сына не было. Он так же вечен, как Бог Отец.

Света от Света.И эти слова выражают единую благую сущность Отца и Сына.

Бога истинна от Бога истинна.Эти слова означают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец, о чем сказано в Священном Писании: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1Ин, 5:20).

рожденна, не сотворенна. О Сыне Божием в Символе веры сказано также, что Он рожден, не сотворен. Это было сделано для обличения ереси Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

единосущна Отцу. У Отца и Сына единая божественная сущность: Я и Отец – одно (Ин, 10:30), Видевший Меня видел Отца (Ин, 14:9) и др. Каждое Лицо Святой Троицы вмещает в Себе всю полноту Божества.

Имже вся быша (через Которого все произошло). Эти слова показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей  и вечным Словом Своим (Ин,1:1, Притч, 8:22). Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3).

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Нас ради человек. Бог воплотился, ради нас, людей, - не ради одного какого-то народа, но ради всех людей.

и нашего ради спасения. Спасения от греха, от которого произошла (и происходит) духовная смерть человека. Если тело, умирая, разрушается и сливается с окружающей средой, то душа, умирая через грех, не разрушается, и не исчезает, но лишается духовного света, радости и блаженства, и пребывает в состоянии мрака, скорби и страдания. То есть смерть души – это неугасающее мучительное состояние души без Бога и Его животворящей благодати.

сшедшаго с небес. Сошел с небес значит воплотился. Сойдя с высоты Своей вечности и величия, невместимый Бог заключил Себя в человеческую плоть.

и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы. Святой Дух нисшел на Деву Марию, и Бог бессеменно (без участия мужчины) воплотился от Ее плоти, как и было обещано Богом еще в раю сразу после грехопадения (Быт, 3:15), а также через пророка Исаию: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил что значит «с нами Бог». (Ис, 7:14, Мф, 1:23). 

и вочеловечшася. После того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, добавлено также, что Он вочеловечился, для того чтобы прояснить: Сын Божий принял не только тело (плоть), но и всецело стал истинным человеком, имеющим и тело, и ум, и душу. В одном Лице - и Бог истинный, и Человек истинный. Как Божество не изменилось в человечество и не было вместо души, так и человечество не изменилось в Божество, но пребывали в одном Лице оба естества со всеми свойствами, кроме греха.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна

Распятаго же за ны. Распятие упомянуто, чтобы показать, какой смертью был казнен Христос. И что именно Он был казнен, а не кто-то другой, как заявляли некоторые еретики. За ны.Бог добровольно пошел на крестную смерть ради людей. Именно о Своей казни говорит Спаситель: На сей час Я и пришел, - (Ин, 12:27). Он пришел не для того, чтобы дать свод правил нравственности, но чтобы освободить нас от греха, проклятия и смерти. Вечная Жизнь снисходит в обиталище смерти, чтобы взыскать человека даже в самой дальней стадии его разложения. Бог воплотился и принял смерть именно для того, чтобы, приняв на Себя человеческую природу, оживотворить человека Собою и вернуть его к первоначальной цели его жизни – обóжению (богоуподоблению).

при Понтийстем Пилате. Историческое лицо (Понтий Пилат) указано для того, чтобы мы помнили, когда произошло распятие Христа Спасителя.

и страдавша.  В Символе веры не только сказано, что Иисус Христос распят, но ещё добавлено, что Он страдал, чтобы показать, что распятие Его было не одной видимостью страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, а являлось подлинными страданием и смертью.

и погребенна. Погребение означало, что Христос действительно умер.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И воскресшаго. Смерть поглощает жизнь человека, но вот – в смерти и воскресении Христа смерть сама оказывается поглощенной Жизнью.

в третий день. Евангелисты писали, что Христос воскрес в третий день. У евреев при счете дней засчитывалась и часть дня (вечер пятницы, суббота и утро воскресенья считались за три дня), в отличие от современного счета, когда день при счете равен суткам.

по Писаниям. Сам Христос, по Воскресении, изъяснил апостолам все, что было сказано о Нем во всем Писании Ветхого Завета (Лк, 24:27). Именно это понимание пророчеств Священного Писания, которое Сам Христос передал Апостолам, Церковь передает из поколения в поколение. Всего в Писании содержится более трехсот пророчеств о Мессии, которые сбылись на Иисусе Христе.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И возшедшаго на небеса. Во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и обóженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славы, величия и власти Сына Божия. В самом Евангелии говорится о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (см.: Ин.6:62), или как о возвращении к Отцу (см.: Ин.14:28, 16:5-16, 20:17). Но это возвращение совершается уже с воспринятой на вечные времена преображенной плотью.

Сказано, что Иисус Христос сидит одесную Отца (т.е., по правую руку, рядом). Эти слова следует понимать духовно: Иисус Христос имеет одинаковое могущество с Богом Отцом.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

И паки грядущаго (Который снова придет). О том, что Христос снова придет на землю, сказано в Деян, 1:11. Пришествие это будет очевидно сразу для всех народов: Если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте, ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф, 24:27).

со славою. Если в первый раз Он пришел в смирении, смирив Себя до того, чтобы стать человеком, то во второй раз Он придет во всем Своем Божественном величии.

судити живым и мертвым. Каждый человек, без исключения, будет судим Богом. Совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления (1 Кор, 4:5), которые не изглажены должным покаянием. В Царстве Божием не будет больше смешения добра и зла, ибо ничто нечистое не войдет в Царство, и не будет больше возможно какое-либо изменение в человеческих судьбах. По ту сторону времени пребудет только то, что не подлежит изменению. Осуждением называется удаление от Бога навечно – тех, кто сам не хотел знать Его.

Егоже царствию не будет конца. Царство Божие – это полнота жизни, полнота радости – все то, для чего создал Бог человека и мир, от чего отпал человек в грехе и себялюбии и что снова явил и даровал нам Христос – как конечную цель жизни и мира.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.

Дух Святой – это третье Лицо во Едином Боге. Ему мы воздаем равное поклонение с Отцом и Сыном как Единому Богу. К кому бы из трех Лиц мы не обращались в молитве: Отцу, Сыну или Святому Духу, мы молимся при этом всецелому Единому Богу. То, что Дух Святой есть Личность, очевидно из Священного Писания: Святой Дух научает (Ин, 14:26), предрекает (Деян, 1:16), говорит и призывает (Деян, 8:29, 13:2), все проницает (1Кор, 2610) и пр. В Деян.5:3—4 Святой Дух прямо назван Богом.

Дух животворит. Он вместе с Богом Отцом и Сыном даёт всему сотворённому жизнь, и особенно духовную жизнь людям.

То что Дух от Отца исходит, сказано Самим Господом Иисусом Христом в Ин, 15:26.

глаголавшаго Пророки. Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет 1:21).

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

Церковь видима – к ней принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима, поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости: Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк, 20:38).

Церковь едина, потому что она есть Тело Христово, а Христос – ее глава (Еф, 1:22-23). Будучи единым духовным телом, Церковь имеет одну главу - Христа и одушевляется одним Духом Божиим: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение (Еф, 4:4-6).

 Церковь Святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства.

Церковь называется Соборной, или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов. Апостол Павел говорит, что в Церкви христианской «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11).

Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной. Церковь наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2:15), Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайтеся (Тит. 3:10).

10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов.

 966c55dc777257c0e9237f454c375df3В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную (Ин, 3:5). Крещение (вместе с Миропомазанием) совершается однажды и не повторяется, как и рождение. В крещении человеку прощаются его грехи с тем, чтобы он в дальнейшей жизни устранился от греховных дел и жил праведно (Рим, гл.6). Именно через Крещение мы можем приступать к другим Таинствам Церкви: Миропомазанию, Причастию, Покаянию, Венчанию, Соборованию, Священству. Человек спасается приобщением к Богу в таинствах Крещения, Покаяния и Причастия. В Венчании благословляется брак, в Соборовании испрашивается здоровье, а Священство – один из путей служения Богу.

11. Чаю воскресения мертвых.

Воскресение всех усопших совершится в конце этого мира. Человек воскреснет в своей целостности – душой и телом: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие (1 Кор. 15:53), однако человек будет преображен, станет иным: Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15:51-52).

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Жизнь будущего века – это блаженная жизнь в преображенном состоянии, которая будет после воскресения мёртвых и всеобщего Суда Христова. Блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним.

Аминь означает истинно так.