Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
11.10.2017
 

Что такое Покаяние?

f8e11ddaec0aПокаяние в собственном смысле слова есть решительная перемена всей своей жизни, осознание своих грехов, оставление их и обращение к Богу, и устроение своей жизни на новых началах. Покаяние – это Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу и получает прощение от Самого Господа Иисуса Христа. Важно помнить,  что  нашу  исповедь  принимает Сам Господь Иисус  Христос, Который невидимо стоит перед нами, а священник является установленным от Бога свидетелем Таинства Покаяния и нашим помощником в этом деле.

Покаяние – это момент, когда «мы перестаем играть в жизнь.
Перестаем жить так, как будто пишем только черновик».
(митрополит Антоний Сурожский)

Почему мы должны исповедоваться?

Иисус Христос начал свою проповедь с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф, 4:17). Без этого Таинства невозможна истинно христианская жизнь и недостижимо вечное спасение.

Грех – это противоестественное состояние человека, нарушение нормы человеческого бытия, определенного Богом, несоответствие человека цели своего существования.

Поэтому, если человек не осознает и не пытается понять, в чем он грешен, то он сам лишает себя шанса исправиться и приблизиться к Богу, воссоединиться с Ним. Нераскаянный грех укореняется в душе человека. В нашей временной, земной жизни это кажется не таким уж страшным: суета отвлекает нас от видения своего внутреннего состояния. Но поистине страшно в состоянии греха (обиды, гнева, ненависти, жадности и пр.) перейти в вечность, где, в свете святости Божией и Его неизмеримой любви к нам уже ничто не будет сокрыто, и эти укорененные в нас качества будут жечь нас адовым огнем. Ведь любовь Божия даруется всем одинаково – и праведникам в Царстве Небесном, и нераскаявшимся грешникам. Но для первых она становится источником радости и блаженства, для вторых она же – источник вечного мучения.

Почему покаяние совершается именно в присутствии священника?

03 qEAT1N84Так установлено Самим Господом Иисусом Христом: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:23). Христос заповедал это Апостолам, и через Таинство рукоположения, по «апостольской цепочке», это право получают священники.

Видимая сторона Таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя. Это происходит следующим образом:


1. Священник читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния, побуждая исповедников к чистосердечному раскаянию.
2. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь.
3. Священник, приняв эту исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался.

Как подготовиться к исповеди?

Кто-то избегает исповеди, боясь «шокировать» священника своими поступками. Но это происходит от гордости, нежелания сбросить личину «порядочного человека».

Само называние вслух своих духовных болезней и падений перед духовником – исповедание грехов – имеет то значение, что в нем преодолеваются: гордыня, этот главный источник грехов, и уныние безнадежности своего исправления и спасения. Выявление греха приближает уже к извержению его из себя.

«Даже самые «ужасные» грехи известны Матери-Церкви и ошибочно полагать, будто ты один являешься каким-то чудовищем!»
(преподобный Никодим Святогорец)
  • Перед тем как пойти на исповедь, нужно побыть в уединении, горячо помолиться Богу, чтобы Он дал нам истинное покаяние, осветил тайные уголки нашего сердца, и, насколько возможно, честно, объективно исследовать глубины своей души.
  • Очень  важно  уяснить,  что  стыдно  грешить,  а  не  каяться,  что  чувство  стыда  о  соделанном  –  это  пламень, пожигающий грех.
  • Если грехов много, можно записать их на бумаге, чтобы из-за волнения на исповеди ничего не забыть. При этом не нужно подробно описывать, что произошло, как бы подводя оправдание под свои проступки, но кратко сказать о содеянном, так, чтобы священник понял суть дела.
  • Не нужно говорить о грехах других людей и об их степени вины в произошедшем.
  • Не нужно перечислять страсти (которые коренятся в каждой душе) вместо самих грехов. Вместо «проявил гневливость» лучше сказать «разгневался и накричал на родственника, обидел его».
  • Иногда бывает, что человеку трудно понять, в чем именно он грешен, если он никого не убил, не своровал и т.д. В этом случае могут помочь глубже заглянуть в себя такие пособия, как «Опыт построения исповеди» Иоанна Крестьянкина, «В помощь кающемуся» свт. Игнатия (Брянчанинова) и труды святых отцов. Такие пособия можно найти в любой церковной лавке.
  • Когда мы размышляем о своих грехах, то часто ощущаем подавленность, даже отчаяние. Это состояние не имеет никакого отношения к истинному покаянию и может привести к отдалению от Бога. Покаяние – это стремление изменить себя, свой образ жизни, образ мысли. Иуда раскаялся, но не нашел в себе сил прийти ко Христу и удавился в отчаянии. Петр покаялся в отступничестве и вернулся ко Христу за прощением, и Бог принял его.
  • Очень важно не поддаться искушению скрыть что-то на исповеди. Исповедь – это не судебное, но врачевательное Таинство, как и говорится в обращении священника к исповедующимся:
"Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое,не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся (т. е. без боязни, смущения) рцы вся, елика соделал еси (что сделал), да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа… Аще ли (если) что скрыеши  от мене, сугуб (двойной) грех имаши. Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши".

Преп. Исаак Сирин пишет о сути покаяния:

Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости. 

Св. Василий Великий:

Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом. 

Св. праведный Иоанн Кронштадтский:

Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, – значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит всею душою желать исправления и заглаждения их. 

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Не будем отлагать врачевания нашего день на день, чтоб не подкралась неожиданно смерть, не восхитила нас внезапно, чтоб мы не оказались неспособными к вступлению в селения некончающегося покоя и праздника, чтоб не были ввергнуты, как непотребные плевелы, в пламень адский, вечно жгущий и никогда несожигающий. Врачевание застарелых недугов совершается не так скоро и не так удобно, как то представляет себе неведение. Не без причины милосердие Божие дарует нам время на покаяние; не без причины все святые умоляли Бога о даровании им времени на покаяние. Нужно время для изглаждения впечатлений греховных; нужно время, чтоб запечатлеться впечатлениями Святого Духа; нужно время для очищения себя от скверны; нужно время, чтоб облечься в ризы добродетелей, украситься боголюбезными качествами, которыми украшены все небожители.

Преп. Варсонофий Оптинский рассказывает о страшной смерти грешника, откладывавшего покаяние до смертного часа:

Вот какой был случай у вас, в Петербурге. Жил на Сергиевской улице очень богатый купец. Вся жизнь его была сплошная свадьба, и, в продолжение 17 лет, не приобщался он Святым Тайнам. Вдруг, он почувствовал приближение смерти, и испугался. Тотчас же, послал своего слугу к священнику сказать, чтобы он пришел приобщить больного. Когда батюшка пришел и позвонил, то открыл ему дверь сам хозяин. Батюшка знал о его безумной жизни, разгневался и сказал, зачем он так насмехается над Святыми Дарами, и хотел уходить. Тогда купец со слезами на глазах стал умолять батюшку зайти к нему грешному и исповедать его, т. к. он чувствует приближение смерти. Батюшка, наконец, уступил его просьбе, и он с великим сокрушением в сердце, рассказал ему всю свою жизнь. Батюшка дал ему разрешение грехов и хотел его приобщить, но тут произошло нечто необычайное: вдруг рот у купца сжался, и купец не мог его открыть, как он ни силился. Тогда он схватил долото и молоток и стал выбивать себе зубы, но рот сомкнулся окончательно. Мало по малу силы его ослабели и он скончался. Так Господь дал ему возможность очиститься от грехов, может быть за молитвы матери, но не соединился с ним.

Важно помнить: то греховное, патологическое состояние, которое складывалось в течение десятилетий, не может измениться в один миг. Каждая новая Исповедь все больше и больше открывает  человеку  печальную  картину  того,  что  творится  в  его  душе. Но не нужно унывать. Лечебница покаяния всегда открыта, и Господь  всегда  готов  простить  нас  и  уврачевать  наши  греховные раны.  Нам нужно только идти путем покаянной жизни  и, не смотря  ни  на  что,  каждый  раз  вставать  от  падения.  Ведь  «впасть  в грех свойственно человеку. Оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане»,  –  учат  Отцы Церкви. Поэтому святые так усиленно  просили  Бога:  «Даруй  мне  покаяние  всецелое».  Последуем этому и мы.