Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
11.10.2017
 

«Дивен Бог во святых Своих»…. Именно так и надо понимать почитание святых: дивен Бог. А люди, в которых Он воссиял, – достойны всяческой похвалы и подражания.

В неделю (воскресенье) всех святых Православная Церковь чтит память всех святых, как канонизированных, так и тех святых, кто остался при жизни неизвестен. День всех святых празднуется в первое воскресенье после дня Святой Троицы (Пятидесятницы), то есть в 8-е воскресенье после Пасхи.

Новозаветным образом праздника является видение апостола Иоанна Богослова, описанное в его Откровении:

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! … И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца(Откр, 7:9-14).

В этот день на литургии читается отрывок из Послания к Евреям (Евр. 11:33-12:2), который прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф. 10:32-33, Мф. 10:37-38, Мф. 19:27-30) указывает на признаки святости: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».

Священное Писание дает нам немало упоминаний о том, что христианам подобает сохранять и чтить память праведников. Божия Матерь восклицает: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк.1:48). В книге Притчей мы читаем: Память праведника пребудет благословенна (Притч.10:7),  а в Псалтири: в вечной памяти будет праведник. (Пс,111:6). Также и апостол Павел увещевает: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13:7). Подобную же мысль выражает и апостол Иаков: В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен (Иак, 5-10-11).Таким образом, Священное Писание заповедует нам помнить тех, кто особо угодил Богу, и принимать святых как пример для подражания. Именно поэтому мы благоговейно вспоминаем подвиги святых, прославляем в песнопениях их святость, устраиваем праздники в их честь.

Священное Писание говорит о том, что необходимо воздавать людям Божиим подобающую им честь: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка, и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:41).

Естественным побуждением к почитанию святых служит и вера в то, что святые суть «друзья Христовы» (Ин. 15: 14). О праведниках Христос говорит, что они «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43). В Откр. 3:12 сказано: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего. Побеждающие – это, те, кто живет не по стихиям мира, а по Христу (Кол. 2:8). Они не плотские, они побеждают то, что порабощает других: «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин. 2: 16). Именно в этой выделенности святых из мира, из атмосферы греха, и состоит принципиальное церковное понимания святости. И если Своих угодников так прославляет Сам Бог, то тем более и нам подобает почитать их.

Писание говорит о том, что молитвы святых восходят к Богу: «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5:8, а также Откр. 8:3-4).

Святые знают о том, что происходит среди живущих на земле, вопрошают Бога об их участи и молятся о своих собратьях, и Бог отвечает им: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9-11).

Прославленные на небе святые принадлежат к той же единой Церкви Христовой, членами которой являемся и мы. Поэтому мы, хотя и живем на земле, но принадлежим к одному Телу Церкви – Телу Христову, и потому «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19). Православное учение о Церкви проводит различие между Церковью странствующей (мы, живущие на земле) и Церковью торжествующей (угодники Божии, засвидетельствовавшие свою веру различными подвигами, совершенными ради Христа, и уже отошедшие к Богу). Хотя Церкви земная и небесная различны по формам бытия своих членов, но все же не изолированы друг от друга. И та и другая составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого — Христос.

Уважающий главу Церкви Христа уважает и членов Тела Его, почитая главу, целует руки…

По словам Спасителя, «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» (Лк.20:38). Поэтому мы, находящиеся на земле, не отделены от наших умерших братьев в вере, и для нас возможно общение с Церковью торжествующей. Апостол Павел обращается к своим современникам, членам земной Церкви: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12:22-23). Поскольку все истинно верующие — как живые, так и умершие — составляют единое тело, единый организм, следовательно, между членами этого тела должно быть взаимодействие, общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения, и мы чувствуем это на живом опыте пребывания в Церкви. По словам апостола Павла, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:26).

Святые — это, прежде всего, люди, стяжавшие любовь, и поэтому они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что, как говорит апостол Павел, «любовь никогда (то есть и после смерти) не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор.13:8).

Чтобы правильно понимать православное отношение к святым, нужно знать, в чем отличие почитания от поклонения. Почитание святых отличается от того поклонения, которое в православной традиции воздается только Богу, и которое прописано в первой заповеди.

В греческом языке (православная догматика создавалась, как известно, на греческом) для различения этих понятий употребляется два различных термина: (λατρεια («латрейя») - букв, «служение»), которое подобает только Богу, и (προσκύνησις («проскинезис») «поклонение», «почитание»), которое воздается Ангелу или человеку святому, обóженному, а также иконам, мощам, другим святыням.

На русский язык оба этих слова часто переводятся одним словом «поклонение», что иногда у людей мало знакомых с православным учением, вызывает путаницу относительно того, как мы почитаем святых. Поклоняемся (в смысле «проскинезис» - уважаем, почитаем) мы им не как «богам» и благодетелям по их естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, которые имеют дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся (почитаем, воздаем уважение) им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека (Св. Иоанн Дамаскин).

Почитание святых в Православной Церкви всегда Христоцентрично и немыслимо без почитания Христа, Лик Которого всегда проступает сквозь образ любого святого. Поэтому мысль о том, что почитание святых угодников каким-то образом умаляет искупительный подвиг Христа Спасителя, равнозначна тому, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство лозы, на которой и благодаря которой эти плоды выросли.

То есть святым не поклоняются и не служат, как Богу, но святых почитают, воздают им уважение (то же самое можно сказать в отношении икон). Еще в Ветхом Завете, при даровании Моисеева законодательства, было заповедано кроме поклонения Богу еще и почитание тех вещей или даже людей, через которых Бог совершает свои благие дела.

Например, само создание скинии, а позднее Храма, само богослужение Ветхозаветной Церкви, предполагало почитание и благоговейное отношение ко многим вещам, которые сами по себе Богом никак не являлись: Ковчег Завета, манна, скрижали, жезл Аарона, Храм Иерусалимский и т.д. Эти предметы призваны были служить внешними знаками поклонения Богу, возводить к Нему ум человека, были как бы некими вещественными посредниками в общении человека с Богом.

Коснувшись вопроса недостаточного понимания вопроса православного почитания святых, нельзя не упомянуть несколько мест Священного Писания, которые как будто бы противоречат идее почитания святых или молитвенного общения с ними.

Например, в Писании сказано: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим.2:5-6). Если «един посредник», то зачем молиться святым? Не говорят ли эти слова о том, что нужно молиться только Христу?  – иногда спрашивают нас. Ответим, что такой вопрос происходит от недопонимания того, что здесь вкладывается в слово «посредник».

Христос стал единственным посредником в том смысле, что Он единственный, кто соединил в себе Божество и человечество, и через это соединение человеческое естество обрело бессмертие. К Богу можно прийти только через Христа (Ин. 14:6), Христос становится как бы неким «мостом», путем между небом и землей (Я есть путь, истина и жизнь), тем, кто объединил нас с Богом. «Предавший Себя для искупления всех» - вот слова, уточняющие смысл Его посредничества в данном стихе. Об этом же говорит, в частности, и послание к Эфесянам, 2:13-18: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем… потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу».  

Святых, конечно, мы не называем посредниками в этом смысле. Мы их считаем нашими живыми сомолитвенниками. Но и самого Христа считать посредником в молитве за нас значило бы принижать Его Божественное достоинство: Он не посредник в передаче наших молитв к Богу, потому что Он Сам есть Бог, сторона, молитвы принимающая.

Кроме того, Писание ясно говорит о том, что есть случаи, когда молитва праведного совершенно необходима, чтобы Бог помиловал тех, кто в духовном росте не преуспел: И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7-8, ср. также Исх. 8:8-9, Деян. 8:24).

То есть Господь сам желает, чтобы праведные молились за неправедных и заблуждающихся для того, чтобы Ему помиловать их. И если Он слышит молитвы еще живущих праведных, то не тем более ли Он принимает молитвы тех, кто перешел в небесные селения и стоит пред  Престолом Его?

Более того, апостол Павел, сам будучи святым, просил церковных молитв за себя: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим, 15:30). Он же просил собратьев совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1Тим.2:1, (а также Еф. 6:18-19, 1Фес. 5:25)), потому что это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2:3-4). Так неужели, отойдя в мир иной, апостол Павел мог посчитать ненужным молиться там вместе с другими святыми за всех человеков, то есть и за нас с вами?

В вопросе, можно ли молиться святым,  как они могут знать о том, что происходит с нами, очень показательна притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). В ней мы видим, что даже умерший и неправедный человек (богач) молится после своей смерти святому (Аврааму), о своих родных, а именно о том, чтобы сам Авраам помог им избежать адских мук (то есть, об их спасении). Авраам отвечает, что просьба о том, чтобы Лазарь к ним сошел и предостерег от неправедной жизни, не будет выполнена, потому что они не поверят, даже если мертвый воскреснет, то есть по причине их внутреннего состояния – упорного нежелания покоряться заповедям Божиим, от чьего бы лица они не звучали. Мы видим, что Авраам, находясь в райских селениях, видит (как и святые в Откр. 6:10), что происходит с людьми на земле и даже видит их внутреннее состояние. При этом, на просьбу богача он не отвечает, например, в таком духе: «Как ты можешь ко мне, человеку умершему, взывать с такими просьбами – о чьем-то спасении? Ведь молиться подобает не святым, не умершим, а одному только Богу!». Наоборот, он, зная волю Божию и утвердившись в ней, от своего лица отвечает о невозможности спасения для этих людей. Отметим, что просьба о спасении самого богача не может быть удовлетворена, потому что на момент произнесения притчи еще не принесена Жертва Христова, и между людьми и Богом нет «моста», того примирения, о котором говорилось в Эф. 2:13-18.

В Писании мы видим несколько мест, в которых святые отвергают поклонение от людей, но это происходит в случаях, когда люди принимают их за Самого Бога или за богов, нарушая первую заповедь. Так произошло в случае, когда Корнилий поклонился апостолу Петру, приняв его за божество (Деян. 10:25). Петр сказал ему: встань, я тоже человек (ст.26). Так же апостолы Павел и Варнава отвергли поклонение жителей Листры, которые приняли их за сошедшие с небес языческие божества, объяснив, что они тоже люди, как и все, а не боги (Деян. 14: 8-18). Но когда темничный страж (Деян. 25:32), узрев явное чудо, припал к апостолам Павлу и Силе, они не воспротивились этому (по-видимому, понимая, что он не принял их за богов).

И в других случаях люди Божии принимают поклонение, которое происходит от того, что люди признают в них факт близости к Богу, видят, что Бог действует через них, и от почитания Божиих дарований в них.

Так, Моисей предрекает фараону, что египтяне придут поклониться ему с тем, чтобы он вышел от них, и чтобы вместе с этим отошло Божие проклятие от них  (Исх. Гл 11). Моисей считает совершенно нормальным, что ему поклонятся как посланнику Божиему, наделенному от Бога полномочиями: придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне (Исх. 11:8). Показательно, что в эпизоде с десятью казнями Моисей несколько раз становится молитвенным ходатаем перед Богом по просьбе фараона (Исх. 8:8, Исх. 8:28-31, Исх. 9:27-33, Исх. 10:16-19).

Пророк Елисей также принимает поклонение от людей после того, как он совершил для них чудо. Они сказали: опочил дух Илии на Елисее (4 Цар. 2:15). Но ведь совершенно ясно, что на Илии был дух от Господа, и на Елисее тоже, тем не менее, мы не принимаем этих людей за идолопоклонноиков и нарушителей первой заповеди только потому, что они сказали: дух Илии. Также и Сонамитянка поклонилась Елисею до земли за исцеление ребенка (4Цар. 4:37), и он не отвергает поклонения, потому что понимает, что она поклонилась силе Божией, пребывающей на нем.

Мы знаем, что святые составляют Тело Господне, поэтому мы знаем, что Он действует через них, как Глава через Свое Тело. Они покорные исполнители воли Его, и не могут сделать что-либо супротив, но, зная волю Божию, силою Его (не своей), помогают нам молитвой, а иногда, что мы знаем из опыта, и явными чудесами, по словам апостола Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4:10, см. также Рим. 12:4-6). Мы верим, что Господь не отнимает эти дары у своих верных угодников при переходе в жизнь вечную, а преумножает, укрепляя их в добродетелях на служение своим младшим собратьям к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4:12). И как члены Живого Тела, они, как и при жизни, активно действуют так, что, включая нас, все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4:16).

Поэтому мы обращаем к ним свои молитвы в трудные моменты жизни, не принимая их за богов и не считая их подателями земных благ, но подобно тому, как мы просим и ныне живущих братьев помолиться о нас, прося их помочь в деле нашего спасения, и уповая на силу Божию, которую Бог по воле Своей может проявить через них.

Также и вспоминаем мы их деяния и подвиги, чтобы нам укрепляться в духовной жизни, так как они служат нам добрым примером на пути нашего спасения.

 

Источники:

1. Догматическое богословие. Протоиерей Олег Давыденков. http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/

2. Православие. Том 1. Митрополит Иларион (Алфеев) http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-1/

3. Игумен Игнатий (Душеин).  Почему Церковь почитает святых. http://pravbeseda.ru/library/index.php?id=689&page=book#b11

4. Протоиерей Александр Кошилка. о почитании святых в Православной Церкви. http://prp-sergiy.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=174:2013-08-17-08-10-22&catid=9:2012-11-10-12-40-36&Itemid=12