Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
11.10.2017
 

Икона – это изображение лика Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих, сделанное по иконописным канонам Церкви и предназначенное служить нам как средство живого и близкого духовного общения с теми, кто на них изображен.

Для чего предназначены иконы?

Иконы помогают помнить о Боге, священных событиях, наглядно изображая то, во что мы веруем. Икона также помогает сосредоточиться на молитве. Молитва совершается легче, когда человек видит изображение Того, к Кому обращена молитва.

О чем нужно помнить, молясь перед иконой?

Мы молимся не самой иконе, а Богу и святым, которые на иконе изображены: честь, которую мы воздаем образу, восходит к первообразу, то есть когда мы поклоняемся иконе, мы поклоняемся тому, кто изображен на ней – таков догмат Седьмого Вселенского Собора.

Что значит «поклоняемся»? Догмат об иконопочитании был написан на греческом языке. В греческом языке есть два слова, обозначающих поклонение. Первое слово - λατρεία (латрия) означает поклонение и служение, которое отдается только Богу как подателю и источнику всех благ и никому больше. Второе слово – προσκύνησιν (проскиниесис) – означает поклонение в смысле почитание, отдание уважения – так почитают то, что напоминает нам о Боге, и только потому, что это связано с Ним – стали явными сила и промышление Его через эту вещь: это крест, Евангелие и другие священные предметы. Иконы и святых нельзя чтить как некие самостоятельные источники благодати, которые действуют помимо Бога – это будет идолопоклонством. Первый тип поклонения может воздаваться только Богу. Второй – иконам и святым.То есть святых и иконы мы почитаем и уважаем именно потому, что через них Сам Бог действует Своею благодатью, а уповаем и надеемся при этом только на одного Бога, от Которого и зависит наша жизнь. Когда мы правильно чтим Бога и иконы, мы понимаем: чудодейственная сила исходит не от самой иконы, а от Бога через икону, и благодать этой силы приемлет верующий. Никому и ничему нельзя поклоняться вместо Творца. Нельзя считать, что что-то может помочь и совершиться помимо Бога.

Почитая иконы, не впадайте в суеверия!

vATsBblFT_s.jpg1) Икона сама по себе ни от чего не защищает и не помогает - она не амулет и не магическое средство, поэтому иконы «для охраны дома» (или еще чего-то) применять нельзя. Защищает же и помогает Божия благодать - по молитве верующих, по любви Божией.

2) Икона в машине нужна не для защиты от аварий и происшествий, а для того, чтобы помнить о Боге и молитвенно обращаться к Нему.

3) Иконы не бывают «сильными» или «слабыми», не «сжигают плохую энергию», не «очищают дом от негатива» и пр. Так думать об иконах – это грех идолопоклонства, нарушение третьей заповеди, когда человек начинает поклоняться твари вместо Творца (Рим, 1:25), воздает им то поклонение, которое подобает одному только Богу.

4) Иконы не «накапливает молитвенную энергию». Чудотворной икона становится потому, что человек обращается к ней с искренней верой. Так любая икона – и новая, и старая, может стать чудотворной для человека.

5) Одно из диких суеверий – подбирать иконы «по знаку зодиака» - это суеверие возникло во внецерковной среде, и оно граничит с грехом магии.

6) В Церкви сложилась традиция – молиться перед определенными иконами в разных нуждах. Так, мы молимся святому Спиридону Тримифунтскому в материальных трудностях, потому что он провел жизнь, помогая бедным, и навык молиться Богу о них. Однако это не означает, что молиться о материальных трудностях можно только св. Спиридону. Молиться о разных нуждах можно перед любой иконой, а не только, например, перед Казанской иконой Божией Матери о болезнях глаз или св. Спиридону о помощи в материальных нуждах. Нельзя считать, что одна икона «благодатнее» другой, потому что вся благодать исходит от Бога и по Его милости – в ответ на нашу молитву и молитву святых о нас. Лишь бы вера наша была неподдельная, а молитва - искренняя и живая.

7) Бывает, что человек исцеляется, прикоснувшись иконе. Так Бог помогает нам в ответ на наше прикосновение к иконе, подавая исцеление в болезнях, потому что знает: мы существа телесные, а потому для укрепления нашей веры мы нуждаемся в живом, осязательном ощущении Его благодати. Так, через прикосновение к одежде Его исцелилась кровоточивая женщина (Мф, 9:20-26), Господь через брение (мазь) исцелил слепого (Ин, 9:6), люди возлагали платки и опоясания апостола Павла на больных, и те исцелялись (Деян, 19:12). Однако иконы не стоит прикладывать к больным местам на разных частях тела, потому что это непочтительное отношение к иконе и, опять же потому, что лечит не икона, а Сам Бог. Больное место можно с молитвой и упованием на Бога помазать освященным маслом.