Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
11.10.2017
 

Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокоиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его.

(Преподобный Макарий Великий).

Мы не можем положить Его в карман и оставить у себя. Мы не вправе за Него говорить или Его ограничивать.

(Библеист Андрей Десницкий)

 

Да, Бог вездесущ, поэтому Он есть в душе у каждого.

Но вопрос в том, проявлен Он в душе или нет?

Действует Он в ней, или молчит? А если Он не молчит, то слушает ли Его душа?

Если представить, что душа человека – это дом его духовной жизни, то какое место в этом доме уделено Богу?

Кто там живет, кроме Бога, и сколько их там – других жителей?

Кого там больше – Бога Вечного или преходящих кумиров века сего?

Он всегда в твоей душе или иногда покидает ее?..

 

Чувство Бога в душе естественно для человека. Оно все теплится и теплится у нас внутри, как ощущение того единства с Создателем, которое человек утратил при отпадении от Бога. Об этом хорошо сказал блаженный Августин:

Славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих… ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.

Можно достаточно легко проверить, живет ли в душе Бог. Для этого нужно немного знать, каким Он явил Себя людям.

Например, о Боге было сказано, что Он есть любовь. Притом, не потребляющая, наслаждающаяся любовь, но отдающая, которая не только словом, но и делом была явлена в Евангелии:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор, 13:4:8).

То есть, если Бог у меня в душе, то я спокойно могу:

  • терпеливо и с любовью переносить все недостатки моих близких, и так же терпеливо и с любовью помогать им от них избавляться.
  • милосердно и без тени пренебрежения помочь самому опустившемуся человеку, да и любому убогому.
  • меня никто и никогда не раздражает
  • при этом меня не охватывает гордость от таких моих духовных достижений, но я знаю, что моему восхождению по пути правды положено только начало…

Даже из этих пунктов видно, что все далеко не так в человеке, в любом из нас.

Нам всем известно, насколько редки в нашей жизни проявления истинной силы духа. Они быстро проходят, и наступает обычное наше состояние: суетливость, недовольство жизнью, раздражительность, обиды, даже зависть и ненависть...

Нас не покидает печаль о чем-то большем, стремление к какой-то высокой цели, которой мы даже не знаем названия. Это чувство и есть тоска души по утраченному Богу, тоска одинокой невесты по Жениху. Ее невозможно утолить ничем, потому что никакое земное благо не сможет заменить собой Самого Подателя всех этих благ.

Протоиерей Александр Ткаченко

По правде, если быть честным с самим собой, то и эти временные блага нам не особо нужны, а по-настоящему нам нужен только Он Сам, Который единственный может напитать и напоить Собой (а не чем-то иным!) нашу голодную душу.

Бог – Христос явился людям, став как один из нас, не для того, чтобы произнести проповедь о любви и морали - люди знали об этом и раньше. Но именно перед Своей Голгофой Он сказал: «На сей час Я и пришел» (Ин, 12:27). Бог во Христе пришел, чтобы претерпеть с человеком все – от царского величия до полного уничижения и страшных мук, от рождения и до смерти, которую Он, Вечный Бог, претерпевает, чтобы избавить от вечной духовной гибели нас.  Более того, умерев, Он претерпел и прошел самый ад, чтобы, если возможно, вытащить человека и оттуда, взыскать и спасти погибшее – если мы сделаем Ему шаг навстречу.

И только Он питает и напаивает Самим Собой каждую пришедшую к Нему душу – в таинстве Причастия, которое Он повелел совершать, чтобы каждый мог приобщиться к Нему и душой, и телом, и буквально, физически, принять Бога в себя, чтобы Он был не только в нашей душе - абстрактно, но и действительно – в нашем теле.

И только Ему, воплощенному Богу, Христу, человек может сказать: Ты меня понимаешь и видишь всего меня  изнутри. Ты пребываешь во мне.

Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами. Если Чашу с причастием Христос подает нам через Царские врата храма – стоит ли нам отворачивать нос и твердить “Бог у меня и так в душе”?

Диакон Андрей Кураев.

Вселяясь в нас в Причастии, Он омывает наши души своею милостью, Своей божественной чистотой, как и тогда, две тысячи лет назад, Он омыл ноги Своим ученикам. Каждый раз Он смазывает и исцеляет наши старые и новые раны – те, которые мы открыли Ему для лечения в исповеди.

Бог воплотился во Христе не для того, чтобы побывать здесь лишь однажды. Он желает воплотиться в каждом из нас, соединить нас в единое целое – спасенное Тело Его, и быть всегда посреди нас – и здесь на земле, и в вечности – в Своем Царстве.

Христос сказал (не где-то, но в Апокалипсисе): стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр, 3:20). Бог всегда будет ждать тебя и заботиться о тебе. Но только от твоего решения, открыть Ему дверь или нет, прийти ли на Тайную Вечерю (литургию), на которой Он, целостный и живой, подает Себя каждому верующему, или не прийти, зависит то, сотворит ли Он Себе достойную обитель в твоей душе, и станешь ли ты храмом Бога Живого, – для того Он и создал тебя свободным.

Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем,  и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе - Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света; тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы.

Блез Паскаль.

Для христиан Он живой, Он не абстрактный, Он не «что-то где-то там есть».

Он не есть некий "закон", как говорят каббалисты, ведь закон прежде, чем он появится, должен Кто-то задать.

Он не есть некий "вселенский разум", как говорят оккультисты, потому что вселенная – это тварь Его: то есть она появилась тогда, когда Он уже имел бытие и Сам обладал Разумом, достаточным для того, чтобы ее создать.

Он не есть "безличный Абсолют", как говорят некоторые философы. Потому что разумное более совершенно, чем неразумное, и существо, которое обладает личностью, более совершенно, чем то, которое ею не обладает. Бог не может быть безличным, то есть быть менее совершенным, чем человек, который со всем своим разумом не знает, что с ним будет завтра.

Он есть Личность, гораздо более совершенная, чем человек. И с этой Личностью мы можем построить отношения, соединиться с Ним, как Он, придя, нас и призвал.

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.

Книга Исайи, 55:6.

«Близко» - это сейчас, когда Он ждет ответа на Свой призыв.