Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
11.10.2017
 


Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 20-21).

Смысл Священного Писания раскрывается не сразу, а постепенно, по мере духовного роста христианина. Чтение Библии - это труд, и труд благодатный, если читать ее с открытым сердцем, стремясь найти не свою «правду», а правду Божию, читать со смирением и готовностью идти дальше, даже если смысл пока не раскрылся.

Чтобы вступить на правильный путь понимания Библии, нужно знать несколько вещей:

1. Библия – это не одна книга, а собрание книг. Библию создавали около сорока различных авторов, которые писали на трех разных языках и жили в период протяженностью примерно 1500 лет. Разные библейские авторы (особенно ветхозаветные) писали для людей своего времени и так, чтобы было понятно прежде всего им, а не только нам – их далеким потомкам.

2. Одни священные Книги написаны до Рождества Христова (Ветхий Завет), другие — после (Новый Завет). Ветхий и Новый Заветы — это древний и новый союз Бога с человеком. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию через откровения, пророчества и прообразы. Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.

3. Авторами Библии являются и Бог, и люди – это богочеловеческое Писание, оно есть результат совместного действия Божественной и человеческой воли. Человек не стал пассивным орудием и безличным инструментом Бога, но стал сотрудником и соучастником Его всеблагого действия. Бог дал Истину через Откровение, и люди выразили эту Истину на языке своей эпохи и культуры, поэтому библейские книги отражают представления людей своего времени о природе, космосе, истории и т.п. Говоря, что Священное Писание содержит неизменную Богооткровенную Истину, необходимо четко понимать, что это утверждение относится к вероучительным и нравоучительным истинам, но не означает непогрешимости Библии с точки зрения наук естественных и исторических.

Правильно читать Библию – значит уметь различать Божественное и человеческое в ней. Поэтому чтение Библии является не только рациональным, но и глубоко духовным деланием.

Патриарх Кирилл.

4. Канон Библии как единого Священного Писания утверждался постепенно. Канон Нового Завета в сегодняшнем виде был утвержден только в 367 году святым Афанасием Великим. Знание этого факта дает нам понять, например, следующее: некорректно применять слова Откровения «если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни» (Откр, 22:18-19) ко всему Священному Писанию, как это делают некоторые протестантские собрания, когда оправдывают свое неприятие Священного Предания Церкви. Ведь единой Библии, которую мы знаем сегодня, еще не существовало, когда Иоанн писал свое Откровение.

5. Библия дана нам не для того, чтобы научно описывать то, как произошел мир и человек, но чтобы обозначить отношения Бога и сотворенного им мира. Например, повествование первых трех глав книги Бытия призвано раскрыть несколько вопросов:

  • Каково отношение между Богом и миром;
  • Каково отношение между Богом и человеком;
  • Откуда взялось зло;
  • Как Бог будет спасать человека от этого зла.

Далее уже изложен совместный путь Бога и людей ко спасению.

6. Важно помнить, читая Ветхий Завет: не всегда уместно оценивать его с точки зрения христианской морали, потому что христианство появилось и утвердилось после времен Ветхого Завета.

Да, ветхозаветные нравы и поступки порой кажутся дикими. Но именно они и свидетельствуют о том, от чего, кроме вечной смерти, нас спас Христос: если бы общество не восприняло христианскую мораль как образец жизни, люди бы до сих пор совершали неприемлемые для христианства, но нормальные для язычества, поступки. Например, для древних языческих народов было нормально приносить в жертву богам собственных детей «на удачу» и для исполнений желаний. Об этом говорит археология. Этот нечестивый обычай неоднократно осуждается в Библии (например, в 4 Царств, 16:2-3).

7. Нельзя судить о каком-то явлении, описанном в Библии по одному эпизоду. Нужно смотреть на совокупность эпизодов на одну тему, и в этом большую помощь нам оказывают труды отцов Церкви.

8. Сначала появилась Церковь, потом Церковь дала миру Библию. Писание формировалось в Церкви и для нужд Церкви. Церковь жила и имела свое учение, и действовала, исходя из него, уже тогда, когда ни одной книги Священного Писания Нового Завета еще не было. Поэтому только Церковь – та, которая создавала Священное Писание, единая, святая, апостольская – имеет верные ключи к пониманию Библии. Их мы находим у святых отцов Церкви и в трудах богословов, которые в Церкви признаны авторитетными. При этом совершенное толкование Священного Писания содержится не в индивидуальных высказываниях тех или иных церковных деятелей или святых отцов, пусть даже самых просвещенных и авторитетных. Оно отражено в единодушном мнении всех или, по крайней мере, значительного большинства святых отцов, которое передается в Церкви из поколения в поколение от времени самих святых Апостолов.

Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами пользоваться могут не все, а Преданием все.

Святитель Филарет Московский.

9. Следовательно, Священное Писание – это часть Священного Предания Церкви. Собственно, Священное Предание и есть ключ к верному пониманию Священного Писания, потому что именно на основе Апостольского Предания и были отобраны книги, вошедшие в Библию. Читать Библию без учета Предания – это все равно, что смотреть чужой альбом с фотографиями: вот кто-то молодой, вот кто-то старый, вот кто-то куда-то идет, вот разорванная пополам фотография, похоже, пары влюбленных… Без комментария составителя и хозяина этого альбома с фотографиями в нем нельзя что-либо понять правильно. Так и с Библией.

В самой Библии утвержден принцип первичности Апостольского Предания: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес, 2:15), или 1 Кор. 11:2: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам, или 2 Тим.1:13: Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня. Сказано также, что нужно «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес, 3:6). Подобных мест в Библии можно насчитать десятка с два. В то же самое время Писание полезно для научения (2 Тим, 3:16).

10. Из предыдущего пункта ясно, что Писание не изъясняет само себя. Оно не самоочевидно. «Разумеешь ли, что читаешь?» - спросил апостол Филипп человека знатного и образованного, держателя царских сокровищ, эфиопского вельможу, который читал книгу Исайи. «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» - ответил Филиппу этот разумный человек. Сами апостолы поняли пророчества из Писания о Христе только после того, как воскресший Господь явился им и Сам изъяснил их смысл (Лк, 24: 15-33).

11. Читать Священное Писание необходимо с благоговением и молитвой о его понимании; с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам. Если какое-то место Священного Писания остается непонятным, то следует, помолившись о вразумлении, читать дальше – через какое-то время понимание неясных мест придет с Божией помощью – через молитву, самообразование, обращение к святоотеческому наследию.

Известна печальная история Льва Толстого, который,  опираясь только на свой разум и отвергая предшествующий опыт святых отцов, писал: «Что же я должен делать, если я один понял учение Христа и поверил в него, один среди не понимающих и не исполняющих его?» Воистину больно читать, как этот великий для русской литературы человек наивно удивляется сам себе: «Долго  я  не  мог  привыкнуть  к той  странной  мысли,  что  после 1800  лет исповедания  Христова  закона миллиардами людей,  посвятивших свою  жизнь на изучение  этого закона, теперь  мне пришлось,  как  что-то новое,  открывать закон  Христа». И это притом, что он посчитал, что вся истина о деле Христа на земле выражена уже в ПЯТОЙ главе ПЕРВОГО Евангелия.

Какую литературу можно порекомендовать для плодотворного изучения Священного Писания? Это, конечно, Закон Божий Серафима Слободского, Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина.

Полезные видео и аудиоресурсы: