Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
28.06.2016

 

Известно, что хэллоуин – древний кельтский праздник.

Гораздо менее известно то, что современная обрядовая сторона хэллоуина, а именно тыква-светильник, костюмы, выпрашивание сладостей путем угроз,  не имеет древних корней.

i 2

Тыква стала использоваться только в 19 веке для того, чтобы отгонять злых духов (да, кому-то действительно пришло в голову, что такая композиция их отгоняет, а не привлекает).

 

Ношение маскарадных костюмов на Хэллоуин было зарегистрировано только в 1895 году в Шотландии. В Англии и США нет упоминаний об этом обычае до 1900 года. Да и те костюмы были далеко не такими, как сейчас.

Традиция  выпрашивать сладости (впервые использование словосочетания Trick-or-treat(«сладость или гадость») зафиксировано только в 1934 году) произошла от католического обычая: нищие накануне дня всех святых, который католики отмечают 1 ноября, ходили по домам и просили еду, обещая помолиться о подающих и их близких. То, как обесценился смысл этой доброй традиции в 20-м веке, можно в лучшем случае назвать досадным недоразумением, а в худшем – надругательством над доброй христианской традицией, когда бедный не боялся попросить, а люди не боялись открывать дверь незнакомым, чтобы накормить голодного. Нищие, в которых христиане призваны видеть самого Христа, ради шутки были превращены в вурдалаков и мертвецов, молитву же заменили вымогательством.

 Канун дня всех святых

Зато смысловое содержание «праздника» особенно не менялось: если древние кельты в эту ночь поклонялись богу смерти Самайну, то теперь это поклонение воздается опосредованно - через принятие людьми на себя образов вампиров, монстров, а также полуистлевших и свежеубитых, причем зверски, мертвецов, маньяков, темных духов и прочей нечисти.

То есть нашему населению, в том числе детям, под видом древних традиций предлагается некий новодел оккультного содержания, который не имеет никакого положительного духовного, нравственного и воспитательного содержания, а родители и не возражают против такого веселья.

Проще говоря, западная праздничная индустрия разработала очередной аморальный способ вытягивания денег из населения, а российский потребитель бездумно на это покупается и не возражает, когда на это подсаживают его детей, лишь бы всем было весело.

Да, взрослым хэллоуинские «забавы» кажутся безобидной игрой. Но дети, по складу их психики, не разграничивают игру и реальность: игра для ребенка – это естественный способ отработки приемлемых моделей поведения.

Игра, в которой происходит надругательство над смертью, телом, болью, кровью, для психики ребенка просто не может быть безопасной.

 дети

Такие игры, которые еще и поощряются взрослыми, снимают барьер перед нанесением травм себе и ближнему, перед кровью, истязаниями, убийством, перед шутливыми измывательствами над слабым, ведь это уже опробовано в игре, принято как забава, как приемлемый вариант поведения. Равно как и состояния внезапной немотивированной агрессии, безумства, одержимости, глумления над страданием, безразличия к чужой боли.

Более того, уже в школах в эти мероприятия вносятся элементы половой разнузданности, то есть у детей и подростков устраняется естественная стыдливость, которая призвана защитить личность и половое здоровье от посягательств, и которая нормальна для здоровой психики. После таких праздников стоит ли удивляться, что школьники проявляют жестокость и не имеют барьеров в своем поведении?

 maxresdefault

Определенно, празднование хэллоуина и подобных ему мероприятий говорит о кризисе культуры. Люди просто перестают различать добро и зло.

Для православных христиан отмечать хэллоуин неприемлемо. Во-первых, это языческое действо, во-вторых, у нас есть заповедь: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? (1Кор, 6:14).

И православный человек, по возможности, должен уберечь и своих близких от участия в мероприятиях такого рода, так как сказано: Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф, 5:11).

В самом настроении этого праздника слышен тот самый вкрадчивый и «доброжелательный» шепот древнего змия, который раздался еще в раю: «нет, не умрете» (Быт, 3:4). Сегодня это звучит так: «вы не умрете, если попробуете зло и примерите на себя образ смерти; если вы чуть-чуть соприкоснетесь со злом, ничего не будет, а будет просто весело и приятно».

Мы живем в светском мире, в котором в школу гораздо проще проникает многоликий культ смерти, чем рассказ о Рождестве и Воскресении. Но зрелость личности, в частности, христианина, выражается в здравой способности говорить нет злу  и тьме - тому, что вредит личности. Христианин просто обязан всякому злу, которое совершается даже «понарошку» и «не всерьез», решительно говорить нет и отказываться от участия в таких мероприятиях – по примеру древних святых, которые претерпевали страдания и смерть за отказ от того, чтобы  даже просто формально воздать почести языческим божествам и обычаям. Они знали, что будут гонимы за имя Христово, как и Сам Христос был гоним за всех, и шли на это. Христианам же подобает следовать их доброму примеру: взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, как сказано апостолом в послании к Евреям, 13:7.