Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
28.06.2016

 

В Священном Писании есть такие слова, которые можно понять совершенно превратно, если рассматривать их вне контекста. К ним относятся, в частности, слова апостола Павла в Послании к римлянам, 13:1: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».

Противники христианства часто ссылаются на них, чтобы показать, что «христианство – религия порабощения» и что христианство «было специально создано, чтобы было удобнее управлять массами», хотя история ясно показывает, что это не так.

Что же имели в виду апостолы, когда призывали покоряться высшим властям? И не менее важно: каков практический опыт Церкви в этом отношении?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим данный стих из Послания римлянам (гл.13) не изолированно, а в его контексте. Рассмотрим и то, как его толкуют святые отцы Церкви (ведь христиане ориентируются именно на их толкования в понимании Писания), и то, как этот стих соотносится с параллельными местами Библии.

Итак,

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 

Святитель Иоанн Златоуст комментирует этот стих так: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти… Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником… А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка».

Далее святитель в своем толковании приводит примеры иерархически устроенных систем: живой организм, природные системы и человеческое общество. Тем самым он противопоставляет такие формы существования различных по своему устройству общностей, как власть и безвластие, объясняя, что сам принцип власти одних элементов некой общности над другими привносит в нее порядок и организацию. Таким образом, власть как принцип положена в основание любой системы. При этом речь не идет о том, что всякая личность, стоящая у власти в некой человеческой общности, угодна Богу. Речь также не идет и о том, что действия любой личности, которая стоит у власти, Богом «санкционированы».

Эту же мысль достаточно ясно (и в согласии со св. отцами – прпп. Ефремом Сириным, Исидором Пелусиотом, свт. Феофаном Затворником и др.) излагает в своем комментарии на этот стих иеромонах Иов (Гумеров): «Господь из начальной безвидности и пустоты (Быт. 1:2) устроил порядок. После дней творения Бог не оставил мир на произвол. Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от губительного неустройства. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда являются времена безвластия – так называемые смутные времена… При утверждении, что нет власти не от Бога (Рим. 13:1) надо точно различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им… Даже помазание на царство не исключает тяжелые ошибки и преступления, не угодные Богу. Достаточно вспомнить библейскую историю. Известны примеры также из истории Византии и России. Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден».

Далее апостол говорит:

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя этот стих, говорит: «Чтобы верующие не сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, которые должны получить небесное царство, (апостол) доказывает, что и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу».

Вполне понятно, почему первые христиане нуждались в этом пояснении. Они ждали самого скорейшего наступления Царства Божия, считали себя гражданами грядущего Небесного Иерусалима, как сказано в Флп, 3:20: «Ваше жительство на небесах» («жительство» в греч. тексте обозначено словом politeuma– гражданство). Поэтому вопрос о подчинении или неподчинении земным властям стоял для них весьма остро.

Третий стих начинается со слова «ибо». Это значит, что предыдущие два стиха содержат не законченную и не самостоятельную мысль, но нуждаются в пояснении.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое

Ариепископ Аверкий (Таушев) так и поясняет, что для понимания первого и второго стиха  нужно рассматривать их в свете 3-го и 4-го стихов: «та власть «от Бога», которая поощряет добро и наказывает зло».

Как мы видим, из этих стихов следует, что власть, как установленный Богом институт, имеет важные функции: поощрять доброе и пресекать злое, в том числе и силой, имея на это соответствующие инструменты (апостол Павел в качестве инструмента приводит в пример меч). Обладая такими полномочиями, власть становится способной служить общественному благу.

5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести

По совести значит ответственно, добросовестно. Эти слова апостола соотносятся с параллельным стихом в Послании к колоссянам, 3:22-25:

22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде.

То есть выполнение рабочих обязанностей не должно как-то зависеть от личного отношения (положительного или отрицательного) к начальствующему лицу. В подчинении не должно быть как человекоугодничества, так и пренебрежения к своим обязанностям. И выполнять их нужно с пониманием того, что все наши действия происходят, в первую очередь, на виду у Бога.

Далее апостол Павел подытоживает:

6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 

Этот стих продолжает мысль 3-го и 4-го стихов: люди платят налоги, чтобы власти поощряли доброе и пресекали худое. Этим власти и должны быть постоянно заняты, это их функция.

Об этой функции власти говорит и апостол Петр, и тоже в контексте подчинения начальствующим (1 Петр, 2:13-14):

13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,

14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.

Почему для Господа? Это становится ясно, если прочитать отрывок в полном виде: (1 Петр, 2:9-16):

9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,

14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, —

15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, —

16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.

Апостол Петр здесь говорит о том, что христиане, как народ Божий, призваны возвещать миру совершенство жизни в Боге. В том числе и для этого нужно провождать добродетельную и законопослушную жизнь между язычниками: чтобы люди внешние прославляли Христа за поступки и образ жизни Его подданных, а не злословили Его.

Из истории раннего христианства известно, что к первым христианам окружение относилось настороженно, а то и враждебно. Так происходило потому, что люди, обращенные в христианство, выходили из существовавших тогда систем подчинения, обретая христианскую свободу в Боге.  Обращенные из евреев перестали соблюдать ритуальную часть Закона, исходя из понимания того, что Закон ничего не довел до совершенства(Евр, 7:19) и человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, … ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал, 2:16). Обращенные из язычников перестали участвовать в языческих ритуалах и поклоняться богам, следуя второй заповеди, за что их называли атеистами, считали непокорными бунтовщиками. Образ жизни христиан, их аскетичность, уход от мирских обычаев, уединение для совершения Евхаристии, порождали массу сплетен, слухов и подозрений. Чтобы устранить эти подозрения, апостолы и призывали христиан к добродетельной и законопослушной общественной жизни, чтобы имя Божие не хулилось внешними людьми - по их незнанию порядков христианской жизни.

Именно для того, чтобы предотвратить ложное понимание христианской свободы (как вседозволенности) апостолы призывают к законопослушности и предупреждают:

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу(Гал, 5:13).

Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных(1Кор, 8:9).

В вопросе подчинения властям нельзя не затронуть вопрос: все ли требования власти христианин должен выполнять? Какие есть исключения?

В Толковой Библии А.П. Лопухина в комментарии на слова апостола Павла в Рим, 13:5: повинуйтесь по совести,  отмечается: «Если христианская совесть, имея в виду ясно выраженную волю Христову, противится исполнению требований власти, идущих против этой совести, то христианин обязан более повиноваться голосу совести, чем требованию власти… Право неисполнения повелений власти предоставляется Апостолом только и исключительно в делах религии, когда власть государственная начинает деспотическими мерами искоренять истинную веру. Тут, действительно, христианин обязан стоять за веру, не уступая ни на шаг, но его протест не может и в этом случае охватывать собою все отношения жизни. Гражданские свои обязанности христианин должен исполнять при всяких обстоятельствах и оставаться всегда верным слугою правительства в гражданском отношении».

Иеромонах Иов Гумеров: Священное Писание говорит не только о подчинении властям, но и указывает пределы послушания им. Они определяются высшими законами Божественной Правды. Подчинение властям имеет границы: в тех случаях, когда власть препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой власти не следует: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29). Эта мысль ясно выражена в святоотеческих творениях. «Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия» (Святитель Василий Великий. Нравственные правила. 79.1)».

Из Священного Писания мы видим, что так поступали сами апостолы, например в Деян, 5:20-33. Они не сопротивлялись заключению их в темницу, то есть подчинились требованию властей. Но требование прекратить проповедь они не выполнили, потому что это стало бы нарушением Божией заповеди (Мф, 28:19-20).  И это свое неподчинение апостолы объяснили так:

Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян, 5:29).

Так же расставляет приоритеты и апостол Павел, который писал галатам:

У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал, 1:10)

и фессалоникийцам:

как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши (1 Фес, 2:4).

В этом отношении апостолы не показали чего-то нового. Они вполне следовали примеру ветхозаветных праведников. На страницах Библии мы неоднократно видим, что пророки открыто выступали против действий правителей, обличая их нечестивые поступки. Библейские праведники в случае выбора, поступить по закону или по заповеди, не отступали от выполнения Божией воли даже под страхом мук и смерти.

Вот только некоторые примеры:

Пророк Нафан обличил царя Давида в убийстве и прелюбодеянии (2Царств, 12).

Пророк Илия (о его деяниях повествуется в 3-й и 4-й книге Царств, гл. 17-20, и 1-3 соответственно).

Седрах, Мисах и Авденаго не поклонились идолам, и тем самым нарушили царский указ (Дан, гл.3), зная, что за это будут ввержены в огненную печь. Интересно отметить, что при этом они сказали царю (Дан, 3:17-18):

17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

Сходным образом поступил и пророк Даниил. Будучи безупречным служащим царя как управитель, он, не таясь и не колеблясь, нарушил царский указ, который запрещал совершать молитву Богу (Дан, 6:4-10). Он знал, что за это будет брошен в львиный ров.

Иоанн Креститель был заключен в темницу за то, что обличил царя Ирода Антипу в незаконном браке.

Израильский народ героически претерпевал страшные испытания верности Божиим Заповедям во времена языческих правителей (1-я и 2-я книги Маккавеев).

По примеру ветхозаветных праведников и апостолов поступали и святые христианские мученики. В виду того, что вряд ли удастся исчислить примеры, приведем только некоторые из них.

Как известно из житий святых, в первые века христианства мученики как раз погибали за то, что не выполняли требования властей участвовать в языческих ритуалах и идолопоклонстве.

Святитель Иоанн Златоуст не боялся обличать императрицу Евдоксию в излишне роскошном образе жизни и противоправных поступках. За это он был отправлен в ссылку.

Святитель Митрофан Воронежский поддерживал деятельность Петра Первого, жертвовал средства на строительство флота, однако, открыто высказывал свое негативное отношение к перениманию западных обычаев. Однажды святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Петру пришлось уступить святителю.

20-й век дал Русской Православной Церкви огромное количество мучеников и исповедников. Все они отказывались выполнять те требования властей, которые противоречили  Божиим заповедям. На 2016 год канонизировано более 1700 новомучеников.

Нельзя не признать, что христианство именно тем и преображало мир, что его верные последователи предпочитали волю Христову воле мирской, человеческой.

Христианство никогда не призывало слепо повиноваться начальствующим. Но всегда призывало жить порядочно, законопослушно и не отступать от Божиих заповедей.

Источники:

  1. А. П. Лопухин. Толковая Библия. Послание к Римлянам святого апостола Павла.
  2. Святитель Иоанн Златоуст, Толкование на послание к римлянам, Беседа 23. - http://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyatitel/book/68218-tolkovanie-na-poslanie-k-rimlyanam/#toc14
  3. Иеромонах Иов (Гумеров) - http://www.pravoslavie.ru/6960.html
  4. Архиепископ Аверкий (Таушев) - http://ekzeget.ru/tolk.php?kn=rim&gl=13&st=1&id_tolk=68
  5. Житие святителя Митрофана Воронежского - http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_199
  6. Аман А.Г., Повседневная жизнь первых христиан. 95-197. - http://predanie.ru/amman-a/book/216352-povsednevnaya-zhizn-pervyh-hristian-95-197/