Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
15.09.2019

Онлайн заказ на сайт

   Дорогие братья и сестры!

Мы принимаем заказные требы с помощью всех доступных средств связи и мессенджеров.

Это означает, что вы можете заказать требы (заказные обедни, сугубые, панихиды, записки на молебны) наиболее доступными и удобными для вас способами, а именно:
1. По телефону храма: +7 951 804-46-23.
2. В комментариях под постом в Вк..
3. В личном сообщении настоятелю храма в Вк.
4. В личном сообщении настоятелю храма в мессенджерах Viber и WhatsApp
по тел. 8-919-349-96-32.

Также, если вы имеете возможность и желание внести добровольное пожертвование, это можно сделать на карту № 4276 7208 8582 9897 Сбербанк России (для физ. лиц) либо по номеру телефона 8-919-349-96-32 (Сбербанк России). 

 

Помощь пострадавшим от пожаров

Дорогие братья и сестры!

По благословению Митрополита Челябинского и Миасского Алексия мы объявляем

СБОР ПОМОЩИ  пострадавшим от лесных пожаров на юге Челябинской области!

Вы можете пожертвовать денежные средства, средства личной гигиены (памперсы для детей, моющие средства, тряпки, щетки), нескоропортящиеся продукты, ведра, а также новые постельные принадлежности.

Для денежных пожертвования в регистратуре храма установлена специальная кружка, остальные пожертвования также можно приносить в регистратуру храма.

В Священном Писании есть такие слова, которые можно понять совершенно превратно, если рассматривать их вне контекста. К ним относятся, в частности, слова апостола Павла в Послании к римлянам, 13:1: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».

Противники христианства часто ссылаются на них, чтобы показать, что «христианство – религия порабощения» и что христианство «было специально создано, чтобы было удобнее управлять массами», хотя история ясно показывает, что это не так.

Что же имели в виду апостолы, когда призывали покоряться высшим властям? И не менее важно: каков практический опыт Церкви в этом отношении?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим данный стих из Послания римлянам (гл.13) не изолированно, а в его контексте. Рассмотрим и то, как его толкуют святые отцы Церкви (ведь христиане ориентируются именно на их толкования в понимании Писания), и то, как этот стих соотносится с параллельными местами Библии.

Итак,

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 

Святитель Иоанн Златоуст комментирует этот стих так: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти… Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником… А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка».

Далее святитель в своем толковании приводит примеры иерархически устроенных систем: живой организм, природные системы и человеческое общество. Тем самым он противопоставляет такие формы существования различных по своему устройству общностей, как власть и безвластие, объясняя, что сам принцип власти одних элементов некой общности над другими привносит в нее порядок и организацию. Таким образом, власть как принцип положена в основание любой системы. При этом речь не идет о том, что всякая личность, стоящая у власти в некой человеческой общности, угодна Богу. Речь также не идет и о том, что действия любой личности, которая стоит у власти, Богом «санкционированы».

Эту же мысль достаточно ясно (и в согласии со св. отцами – прпп. Ефремом Сириным, Исидором Пелусиотом, свт. Феофаном Затворником и др.) излагает в своем комментарии на этот стих иеромонах Иов (Гумеров): «Господь из начальной безвидности и пустоты (Быт. 1:2) устроил порядок. После дней творения Бог не оставил мир на произвол. Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от губительного неустройства. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда являются времена безвластия – так называемые смутные времена… При утверждении, что нет власти не от Бога (Рим. 13:1) надо точно различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им… Даже помазание на царство не исключает тяжелые ошибки и преступления, не угодные Богу. Достаточно вспомнить библейскую историю. Известны примеры также из истории Византии и России. Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден».

Далее апостол говорит:

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя этот стих, говорит: «Чтобы верующие не сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, которые должны получить небесное царство, (апостол) доказывает, что и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу».

Вполне понятно, почему первые христиане нуждались в этом пояснении. Они ждали самого скорейшего наступления Царства Божия, считали себя гражданами грядущего Небесного Иерусалима, как сказано в Флп, 3:20: «Ваше жительство на небесах» («жительство» в греч. тексте обозначено словом politeuma– гражданство). Поэтому вопрос о подчинении или неподчинении земным властям стоял для них весьма остро.

Третий стих начинается со слова «ибо». Это значит, что предыдущие два стиха содержат не законченную и не самостоятельную мысль, но нуждаются в пояснении.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое

Ариепископ Аверкий (Таушев) так и поясняет, что для понимания первого и второго стиха  нужно рассматривать их в свете 3-го и 4-го стихов: «та власть «от Бога», которая поощряет добро и наказывает зло».

Как мы видим, из этих стихов следует, что власть, как установленный Богом институт, имеет важные функции: поощрять доброе и пресекать злое, в том числе и силой, имея на это соответствующие инструменты (апостол Павел в качестве инструмента приводит в пример меч). Обладая такими полномочиями, власть становится способной служить общественному благу.

5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести

По совести значит ответственно, добросовестно. Эти слова апостола соотносятся с параллельным стихом в Послании к колоссянам, 3:22-25:

22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде.

То есть выполнение рабочих обязанностей не должно как-то зависеть от личного отношения (положительного или отрицательного) к начальствующему лицу. В подчинении не должно быть как человекоугодничества, так и пренебрежения к своим обязанностям. И выполнять их нужно с пониманием того, что все наши действия происходят, в первую очередь, на виду у Бога.

Далее апостол Павел подытоживает:

6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 

Этот стих продолжает мысль 3-го и 4-го стихов: люди платят налоги, чтобы власти поощряли доброе и пресекали худое. Этим власти и должны быть постоянно заняты, это их функция.

Об этой функции власти говорит и апостол Петр, и тоже в контексте подчинения начальствующим (1 Петр, 2:13-14):

13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,

14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.

Почему для Господа? Это становится ясно, если прочитать отрывок в полном виде: (1 Петр, 2:9-16):

9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,

14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, —

15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, —

16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.

Апостол Петр здесь говорит о том, что христиане, как народ Божий, призваны возвещать миру совершенство жизни в Боге. В том числе и для этого нужно провождать добродетельную и законопослушную жизнь между язычниками: чтобы люди внешние прославляли Христа за поступки и образ жизни Его подданных, а не злословили Его.

Из истории раннего христианства известно, что к первым христианам окружение относилось настороженно, а то и враждебно. Так происходило потому, что люди, обращенные в христианство, выходили из существовавших тогда систем подчинения, обретая христианскую свободу в Боге.  Обращенные из евреев перестали соблюдать ритуальную часть Закона, исходя из понимания того, что Закон ничего не довел до совершенства(Евр, 7:19) и человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, … ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал, 2:16). Обращенные из язычников перестали участвовать в языческих ритуалах и поклоняться богам, следуя второй заповеди, за что их называли атеистами, считали непокорными бунтовщиками. Образ жизни христиан, их аскетичность, уход от мирских обычаев, уединение для совершения Евхаристии, порождали массу сплетен, слухов и подозрений. Чтобы устранить эти подозрения, апостолы и призывали христиан к добродетельной и законопослушной общественной жизни, чтобы имя Божие не хулилось внешними людьми - по их незнанию порядков христианской жизни.

Именно для того, чтобы предотвратить ложное понимание христианской свободы (как вседозволенности) апостолы призывают к законопослушности и предупреждают:

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу(Гал, 5:13).

Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных(1Кор, 8:9).

В вопросе подчинения властям нельзя не затронуть вопрос: все ли требования власти христианин должен выполнять? Какие есть исключения?

В Толковой Библии А.П. Лопухина в комментарии на слова апостола Павла в Рим, 13:5: повинуйтесь по совести,  отмечается: «Если христианская совесть, имея в виду ясно выраженную волю Христову, противится исполнению требований власти, идущих против этой совести, то христианин обязан более повиноваться голосу совести, чем требованию власти… Право неисполнения повелений власти предоставляется Апостолом только и исключительно в делах религии, когда власть государственная начинает деспотическими мерами искоренять истинную веру. Тут, действительно, христианин обязан стоять за веру, не уступая ни на шаг, но его протест не может и в этом случае охватывать собою все отношения жизни. Гражданские свои обязанности христианин должен исполнять при всяких обстоятельствах и оставаться всегда верным слугою правительства в гражданском отношении».

Иеромонах Иов Гумеров: Священное Писание говорит не только о подчинении властям, но и указывает пределы послушания им. Они определяются высшими законами Божественной Правды. Подчинение властям имеет границы: в тех случаях, когда власть препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой власти не следует: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29). Эта мысль ясно выражена в святоотеческих творениях. «Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия» (Святитель Василий Великий. Нравственные правила. 79.1)».

Из Священного Писания мы видим, что так поступали сами апостолы, например в Деян, 5:20-33. Они не сопротивлялись заключению их в темницу, то есть подчинились требованию властей. Но требование прекратить проповедь они не выполнили, потому что это стало бы нарушением Божией заповеди (Мф, 28:19-20).  И это свое неподчинение апостолы объяснили так:

Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян, 5:29).

Так же расставляет приоритеты и апостол Павел, который писал галатам:

У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал, 1:10)

и фессалоникийцам:

как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши (1 Фес, 2:4).

В этом отношении апостолы не показали чего-то нового. Они вполне следовали примеру ветхозаветных праведников. На страницах Библии мы неоднократно видим, что пророки открыто выступали против действий правителей, обличая их нечестивые поступки. Библейские праведники в случае выбора, поступить по закону или по заповеди, не отступали от выполнения Божией воли даже под страхом мук и смерти.

Вот только некоторые примеры:

Пророк Нафан обличил царя Давида в убийстве и прелюбодеянии (2Царств, 12).

Пророк Илия (о его деяниях повествуется в 3-й и 4-й книге Царств, гл. 17-20, и 1-3 соответственно).

Седрах, Мисах и Авденаго не поклонились идолам, и тем самым нарушили царский указ (Дан, гл.3), зная, что за это будут ввержены в огненную печь. Интересно отметить, что при этом они сказали царю (Дан, 3:17-18):

17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

Сходным образом поступил и пророк Даниил. Будучи безупречным служащим царя как управитель, он, не таясь и не колеблясь, нарушил царский указ, который запрещал совершать молитву Богу (Дан, 6:4-10). Он знал, что за это будет брошен в львиный ров.

Иоанн Креститель был заключен в темницу за то, что обличил царя Ирода Антипу в незаконном браке.

Израильский народ героически претерпевал страшные испытания верности Божиим Заповедям во времена языческих правителей (1-я и 2-я книги Маккавеев).

По примеру ветхозаветных праведников и апостолов поступали и святые христианские мученики. В виду того, что вряд ли удастся исчислить примеры, приведем только некоторые из них.

Как известно из житий святых, в первые века христианства мученики как раз погибали за то, что не выполняли требования властей участвовать в языческих ритуалах и идолопоклонстве.

Святитель Иоанн Златоуст не боялся обличать императрицу Евдоксию в излишне роскошном образе жизни и противоправных поступках. За это он был отправлен в ссылку.

Святитель Митрофан Воронежский поддерживал деятельность Петра Первого, жертвовал средства на строительство флота, однако, открыто высказывал свое негативное отношение к перениманию западных обычаев. Однажды святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Петру пришлось уступить святителю.

20-й век дал Русской Православной Церкви огромное количество мучеников и исповедников. Все они отказывались выполнять те требования властей, которые противоречили  Божиим заповедям. На 2016 год канонизировано более 1700 новомучеников.

Нельзя не признать, что христианство именно тем и преображало мир, что его верные последователи предпочитали волю Христову воле мирской, человеческой.

Христианство никогда не призывало слепо повиноваться начальствующим. Но всегда призывало жить порядочно, законопослушно и не отступать от Божиих заповедей.

Источники:

  1. А. П. Лопухин. Толковая Библия. Послание к Римлянам святого апостола Павла.
  2. Святитель Иоанн Златоуст, Толкование на послание к римлянам, Беседа 23. - http://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyatitel/book/68218-tolkovanie-na-poslanie-k-rimlyanam/#toc14
  3. Иеромонах Иов (Гумеров) - http://www.pravoslavie.ru/6960.html
  4. Архиепископ Аверкий (Таушев) - http://ekzeget.ru/tolk.php?kn=rim&gl=13&st=1&id_tolk=68
  5. Житие святителя Митрофана Воронежского - http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_199
  6. Аман А.Г., Повседневная жизнь первых христиан. 95-197. - http://predanie.ru/amman-a/book/216352-povsednevnaya-zhizn-pervyh-hristian-95-197/