Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
28.06.2016

 

В понедельник после Пятидесятницы совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", - в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Некоторые религиозные движения (например, Свидетели Иеговы и другие) и в наше время пытаются опровергнуть божественность Святого Духа, как это было в древние времена, утверждая, что Дух Святой – это некая «безличная сила», «энергия» Бога Отца. Что же говорит Писание о личностном бытии и божественности Святого Духа?

  • В Священном Писании Святой Дух прямо называется Богом, когда Ап. Петр, обличая Ананию, утаившего часть от цены проданного имения, говорит: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян.5:3—4).
  • О свойствах Духа Святого как Личности, говорят слова Иисуса Христа: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все" (Ин, 14:26). Ясно, что «безличная сила» не может учить кого-то.
  • Также о свойствах Духа Святого как Личности (а не о «безличной силе») сказано в Деян. 1:16: "Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде".
  • О том же свидетельствует эпизод в Деян. 8:29: Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. А также Деян, 13:2: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал ихПодобных мест в Писании множество.
  • Так же как и Сыну, Духу Святому в Писании усвояются Божественные свойства, например всеведение: Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор.2:10). Причем из контекста очевидно, что слово "проницает" здесь употребляется в смысле «знает, постигает».
  • Дух Святой запрещает: "Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их" (Деян, 16:7) и назначает: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями" (Деян, 20:28).
  • В Ветхом завете, в книге Исайи есть такие слова: "Они возмутились и огорчили Святаго Духа Его" (Ис.63:10); "Послал меня Господь Бог и Дух Его" (Ис.48:16). Здесь - совершенно ясное указание на личное бытие Святого Духа (очевидно, что огорчить безличную силу невозможно) и на соучастие Духа в делах Божественного Промысла (послал меня). 
  • Слова ап. Павла: "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор.12:11) — являются явным указанием на личное бытие Святого Духа, поскольку очевидно, что сила безличная не может действовать так, как ей угодно, т. е. свободно, своевольно.
  • Также древнейший памятник христианской письменности Дидахе (Учение двенадцати апостолов), который датируется по разным данным 80-130 годом по Р.Х., содержит сходные по сути с предыдущими пунктами слова: «…дабы они никогда не перестали бояться Бога, … ибо Он пришел призвать (ко спасению), не по лицу судя, а тех коих уготовал Дух». Там же содержится и крещальная формула, которая применяется в Церкви и до сих пор: "крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа". То есть уже при жизни апостолов и их учеников вера в троичность Бога и равное значение Трех Божественных Лиц была зафиксирована письменно и в неевангельских текстах.

О таком же понимании свидетельствуют и ранние труды отцов Церкви, например:

  • Игнатий Богоносец (ученик Иоанна Богослова, почил в 107 году): "Дух возвестил мне, говоря так: "без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий" (Послание к филадельфийцам, гл.7); "Старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов, чтобы во всем, что делаете, благоуспевать плотью и духом, верою и любовью, в Сыне и в Отце и в Духе" (Послание к магнезийцам, гл. 13). Здесь мы видим равное прославление всех Лиц Святой Троицы, как то и ныне исповедует Церковь.
  • Климент Римский (апостол от семидесяти, почил в 101 году): "Ибо говорит Дух Святой: «да не похвалится мудрый мудростью своею, ни сильный силою своею" (Первое послание коринфянам, гл. 13). Здесь мы видим указание на личностное свойство Духа: Он говорит - в данном случае через пророка Иеремию, так как это цитата из Иеремии).
  • Окружное послание Смирнской церкви о мученичестве св. Поликарпа (157 год): "Да соединит и меня с избранниками своими Господь Иисус Христос в Царствии Своем небесном. Ему же слава, со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь". Здесь мы видим равное прославление трех Лиц Святой Троицы. В этом же послании интересно отметить и указание на вечность Сына Божия - в связи с тем, что некоторые противники христианства пытаются доказать, что Христос не есть Бог и что Он не вечен, но является тварью наравне с другими. Вот какие предсмертные слова священномученика Поликарпа Смирнского приведены в этом послании: "Да буду принят я в [числе] их днесь пред лицем Твоим в жертву тучную и благоприятную, как Сам Ты, неложный и истинный Боже, предуготовал, предвозвестил и совершил. За сие и за все Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю, чрез вечного и пренебесного Первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Отрока, чрез Которого [да будет] слава Тебе — с Ним и со Святым Духом — и ныне и в будущие веки. Аминь". Кроме указания на вечность Сына Божия мы здесь опять наблюдаем равное прославление всех трех Лиц Святой Троицы.

Как мы видим, Православная Церковь сохранила изначальное понимание личностной природы Святого Духа и Его Божественности, которая исповедовалась наравне с Божественностью Отца и Сына. И православны христианин должен знат это, потому что нам дана заповедь:

Господа Бога святите в сердцах ваших