Главная страница сайта храма в честь святого мученника Иоанна Воина (г.Челябинск)
11.10.2017
 

 «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел (1 Кор. 13:8). Мы любим наших близких и после их смерти. И любовь свою мы можем проявить на деле: молиться за усопшего, делать во имя его добрые дела, вести благочестивую жизнь, исправляя свои недостатки и избавляясь от пороков.

Соборная молитва за усопшего быстрее всего восходит к Богу. Именно поэтому Церковь от своего основания поминает усопших на Литургии. Все мы грешим, и многие из нас уходят из земной жизни без покаяния. Оказавшись по ту сторону, человек остается наедине со всеми своими поступками, а то и с гневом, обидами, ненавистью; и видит их уже без прикрас, без тех оправданий, которые он сам себе воздвигал, но в их истинном свете и неприглядности – в этом и заключается величайшая душевная мука. Неудовлетворенные страсти также терзают его. Так как мы все связаны друг с другом, составляя единое тело во Христе, Бог, по молитве любящих, может исцелить человека от горького плена совершенных грехов:  «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». (Иак, 5:16).

Каковы библейские основания молитвы за усопших? Еще в Ветхом Завете описывается обычай отдавать часть плодов земли в память об умершем (Втор. 26:14). Соломон молился за отца своего Давида: «Помянии, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1). Апостол Павел молился о своем соратнике Онисифоре, который принял мученическую кончину: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2Тим, 1:18).

Кроме того, «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк, 20:38). Эти слова ясно говорят о том, что смерть тела не есть конец человеческой жизни. Личность продолжает жить и после смерти, только в ином состоянии. При этом православие настаивает на том, что личность человека сохраняется и после смерти – все тот же человек существует за этой гранью и ожидает Страшного Суда (в отличии от восточных и платонических учений, которые утверждают, что остается некий носитель жизни, но личность того, кого ты знал и любил, распадается и исчезает).

Апостолы заповедывали всем христианам молиться друг за друга: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения ЗА ВСЕХ человеков»(1 Тим. 2, 1); «Молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых [святыми в ранней церкви называли всех христиан]» (Еф, 6:18).

Молитва за усопшего – это несомненное благо и для самого молящегося. Как сказал Достоевский устами старца Зосимы: «Ибо в каждый час и в каждое мгновенье тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле, и души их становятся пред Господом. И сколь многие из них расстались с землею отъединено, никому не ведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет. И вот, может быть, с другого конца земли вознесется ко Господу за упокой его и твоя молитва, хотя бы ты не знал его вовсе, а он – тебя. Сколь умилительно душе его, ставшей в страхе пред Господом, почувствовать в тот миг, что есть за него молельщик, что осталось на земле человеческое существо и его любящее. Да и Бог милостивее воззрит на обоих вас, ибо если уж ты столь пожалел его, то кольми паче пожалеет Он, бесконечно более милосердный и любовный, чем ты. И простит его ради тебя».

Церковь поминает всех почивших во Христе в субботу мясопустную – за неделю до Великого поста, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, в субботу Троицкую – накануне праздника Пятидесятницы (Дня Св. Троицы). Кроме того, общее поминовение усопших совершается еще на Радоницу.